Пока не перевалил за 35, я к Моцарту относился как к «детскому» композитору», в сравнении с такими мастерами, как Гендель, Бах, Телеман, Скарлатти, Дюранте. Третья четверть XVIII века, точка максимального расцвета классической европейской культуры, в музыке у меня ассоциировалась прежде всего с Гайдном и Карлом Филиппом Эммануилом Бахом, а не с Моцартом. Но вот как-то вдруг пришло осознание, что Моцарт (зрелый) - это на самом деле очень «взрослый» композитор, создававший музыку именно для зрелых людей, а любимые композиторы начала XVIII века в каком-то смысле - «вечные юноши», остановившиеся на «юношеских» эмоциях.
«Взрослость», «матерость» Моцарта меня больше всего поразила в
ре-минорном фортепьянном концерте No.20 (KV 466). Вдруг в этой музыке, помимо «романтики», обнаружилось вполне взрослое «всепонимание», которого я раньше не замечал, а «романтика» раскрылась как слой, маскирующий нечто более глубокое и мудрое. Теперь, если меня спросить, какая музыка наиболее отчетливо ассоциируется с «Европой эпохи расцвета старого порядка», то я укажу именно на этот концерт. Разумеется, я в этом не одинок, это «общее место», разделяемое даже американскими создателями игры «Цивилизация IV», где отрывок из этого концерта - фоновая музыкальная тема для периода Просвещения.
Известно, что этот концерт был закончен композитором 10 февраля 1785 года, и впервые исполнен им же на следующий день в венском аристократическом казино Мельгруб, где бедный музыкант зарабатывал на хлеб насущный. В какой-то книге про Моцарта читал, что, якобы, во время первого исполнения этого концерта на другом конце Вены Гайдна принимали в масоны. Сам Моцарт писал об этой серии концертов так: «в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки - впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».
Я этим летом на пару месяцев вообще перестал слушать какую-либо иную музыку, и просто одну за другой перебирал разные интерпретации этого прозведения (и другого в чем-то близкого концерта
KV 456). В итоге части произведения стали ассоциироваться с определенными визуальными образами. К примеру, образ, соответствующий первой части, приснился однажды, когда я заснул в наушниках. Это было цунами, обрушившееся на прибрежный город, из которого вдруг вышли огромные торжественные слоны (три штуки), несущие позитивный эмоциональный заряд. Причем никаких фильмов про цунами или слонов я перед этим не смотрел. То есть, образ вышел прямо из музыки. Вторая часть ассоциируется с бескрайними полями цветущего подсолнечника, которые я имел удовольствие наблюдать прошлым летом.
Наиболее привычным для меня является исполнение этого концерта
Вивианой Софроницкой, которая (насколько я могу судить) представляет московско-консерваторскую традицию. К сожалению, в Ютубе эта версия не представлена. Зато там можно найти записи исполнения этого концерта тремя великими пианистами, представляющими основные народы бывшей Австрийской Империи. Это чех
Иван Кланский (р. 1948), венгр
Андраш Шифф (р. 1953) и австрийский немец
Фридрих Гульда (1930-2000). По-видимому, эти интерпретации и следует считать наиболее «каноническими», наиболее передающими истинный дух Моцарта и старой Вены. Известно, к примеру, что Гульда настолько сроднился с Моцартом, что умер в день его рождения (27 января), в согласии со своей давней мечтой.
Первая половина первой части концерта в исполнении Ивана Кланского (
по ссылке - другие части в его исполнении):
Click to view
Вторая половина первой части концерта - снова в немного сумасшедшем (визуально) исполнении Кланского:
Click to view
Вторая, наиболее величественная часть концерта, в «барственном» исполнении Фридриха Гульды (
по ссылке - другие части в его исполнении):
Click to view
Третья часть концерта в исполнении Андраса Шиффа:
Click to view
Для сравнения, вторая часть в исполнении нашего великого Святослава Рихтера (увы, без видео):
Click to view