Трупологика: «модернизация в обмен на жертвоприношения»

Oct 31, 2009 11:23

В ответ на президентский призыв «мочить в сортирах» (фигурально) сторонников советских репрессий, К.Крылов изобрел концепцию «казенного антисталинизма», который, якобы, является «русофобией» и с которым нужно бороться. В тексте Крылова - много разумного, но написан он, видимо, в спешке и под впечатлением эмоций, поэтому оставляет ощущение путаницы.

Фирменный знак большевизма (и сталинизма) - это логика торговли «прогресс в обмен на жертвоприношения». «Сколько миллионов мы готовы убить ради полетов в космос?» «Никаким иным путем, кроме убийств миллионов людей, что-то хорошее и великое сделать невозможно». В своих архетипических основах она восходит к Торе и Ветхому Завету, это своего рода концепция «национального обрезания»: «Чтобы Бог нас полюбил, надо отрезать некоторую часть нашего коллективного тела. И тогда обрадованный Бог пошлет фабрики и заводы, научные достижения, тучные поля и т.д.»

Крылов справедливо указывает, что та же самая архаичная логика может скрываться и под отрицанием сталинизма, когда коррумпированная неэффективная власть желает «намертво увязать «город-сад» (заводы, пароходы, честную милицию, что угодно) со «Сталиным и ГУЛАГом»», чтобы получить моральное прикрытие для коррупции и бездействия. Однако, парадоксальным образом, призывая к отрицанию этой концепции, сам автор еще не вполне освободился от ее логики. И вот характерный пример:

«На эти темы возможны дискуссии. Например, истребление дееспособной части русского крестьянства можно считать [самоцелью], а можно - средством для иных целей (какой-нибудь «индустриализации»). По таким поводам можно, по крайней мере, спорить. Правда, даже если считать это не целью, а ценой, то Сталин дико, невероятно переплатил, причём не из своих карманных денег, а русскими жизнями. …Более того: признавая какую-то эпоху ужасной, мы должны особенно ценить то немногое хорошее, что с ней связано. И тоже с точки зрения цены: себестоимость добра в годы торжества зла особенно велика. Достижения сталинской эпохи куплены невероятно дорого и оттого заслуживают особого отношения. Но не стоит забывать: другие народы имели и имеют куда больше, а заплатили не в пример дешевле.

Так что надо не о Сталине вздыхать, и не Сталина шугаться, а внятно поставить задачу уменьшения себестоимости исторического процесса на территории одной, отдельно взятой страны».


Что здесь бросается в глаза? Та же самая «торговая логика»: большевики виноваты не в том, что убивали русских людей, а в том, что «плохо считали». Могли бы прийти на распродажу и взять со скидкой, а они, гады, расплачивались щедро, не экономя. Вопрос о том, «Сколько русских людей можно убить за полет Гагарина?» остается вне критики, спор идет только о размере жертвоприношения: «Миллион голов, пожалуй, многовато будет - красная цена этому полету сто тысяч голов. Итого сэкономили девятьсот тысяч отрезанных голов. Их можно употребить с пользой на другой проект».

Не удивлюсь, если автору посыплются упреки в «отклеивании усов». Конечно, на самом деле речь идет лишь о не вполне четко выраженной мысли, но впечатление она оставляет именно такое: сохраняется принципиальное смешение «жертв» как усилий, трудов (по поводу которых действительно можно спорить и считать) и «жертв» как кровавых жертвоприношений, убийств (которые не приемлемы в принципе).

Суть в том, что «себестоимость прогресса» вообще нельзя калькулировать в трупах. Как только человек соглашается это делать, он в ту же минуту становится большевиком, ленинцем, сталинистом, сатанистом, трупоедом. Человек, который всерьез ставит вопрос о такой калькуляции, он уже «на той стороне». Для нормального человека допустимы только те пути прогресса, которые не требуют массовых убийств и массового насилия. Поэтому Ленина, Сталина, большевиков, сталинистов можно и нужно «шугаться», отвергать с порога, не рассуждая. Политикам, которые не способны сделать ничего хорошего, не убивая при этом миллионы людей, - им место в зоопарке.

По нынешним временам «казенный антисталинизм» - далеко не худшее направление умов верхушки. С точки зрения русских и населения России в целом, бездействие нынешней власти - это гораздо лучше, чем действия, вдохновляемые «трупологикой». Вполне прогнозируем вариант, когда массовых репрессий будет сколько угодно, но без модернизации. Согласитесь, что «казенный антисталинизм» как «отказ от модернизации и репрессий» - это лучше, чем «казенный сталинизм» как «репрессии ради репрессий, но без модернизации». Трупологика присуща обеим доктринам, но во второй она гораздо опаснее для окружающих. Поэтому пафос Крылова не понятен. Нужно бороться сразу и со «Сталиным», и с большевистской «трупологикой», а выделять «казенный антисталинизм» как отдельную мишень - нет смысла.

Сталин, вопросы этики, политика

Previous post Next post
Up