Разумеется, я когда-то уже читала эту книгу. Но как ныне стало ясно, книга прошла мимо меня - все же для осмысления действительно настоящих и стоящих литературных произведений кое-что требуется в обязательном порядке. Первое - мозги, второе - жизненный опыт.
Поэтому этот раз как первый раз.
Роман со сложной судьбой, который впервые опубликовали в Италии. Уже когда рукопись была переправлена издателю, Пастернака заставили уведомить издателя, что он отказывается от идеи публикации. Но в частном порядке, на словах, через надежного посредника, автор попросил передать издателю, что он хочет, чтобы роман был опубликован при любых обстоятельствах. И до сих пор посетителей книжного магазина, где впервые стал продаваться роман, встречает огромный портрет Пастернака.
ЦРУ издавало книгу на языке оригинала для распространения на территории России. Роман был нужен иностранцам, своим - нет. Свои дружно травили чуждый элемент, заставляя отказываться от Нобелевской премии и клеймя узколобым "Пастернака не читал, но осуждаю!" Свои размашисто расписывались в умственной и интеллектуальной импотенции. Незыблемый русский принцип: "Бей своих, чтоб чужие боялись".
Только чужие не боялись. Чужие действовали. Свои же бояться перестали только при Горбачеве - когда роман впервые официально увидел свет на Родине автора.
Непростая в плане композиции книга. В первой части в каждой главе появляются новые герои. Причем многие появляются ровно на ту самую главу и больше нигде по мере развития событий не возникают. В определенный момент ты уже не знаешь, запоминать тебе все эти имена и характеристики или не имеет смысла? Некоторые из них позднее, в последующих частях все же снова выводятся автором на сцену, но большинство так и уходит в никуда. И это очень символично - они, эти тщательно прописанные герои с именами и биографиями, служат примером тому, как бесследно исчезают люди, попавшие в излом эпох, каменными жерновами перемалывающим в муки сотни и тысячи судеб. "Но кто мы и откуда, / Когда от всех тех лет / Остались пересуды, / А нас на свете нет?" Это не кто-то спросил, это сам Пастернак задал вполне конкретный вопрос.
История действительно закольцована. Люди своим неумением договариваться сделали ее заикой. Она циклически повторяется. И всегда проиcходит одно и то же, одно и то же... Человечество из раза в раз использует дубликаты уже опробованных надежных методов для ввержения себя в очередной и далеко не последний хаос.
...Она была абсолютно новой, эта книга. Но в процессе чтения вся дешевая наносная позолота стерлась и... получилась прекрасная, говорящая обложка.
Хорошая книга о том, как страна катится к черту.
В очередной и далеко не последний раз.