Евгений Александрович Евстигнеев в роли Евгения Александровича, режиссера народного театра...
- Евгений Александрович, вот это место... (отодвигая веер, играя) Ах, оставьте!
- Оставьте. Перерыв.
...замахнулся, как известно, на Вильяма, нашего, Шекспира и поставил "Гамлета". Ну вы знаете эту прекрасную и трогательную историю.
Гения британской поэзии, признаться, я не очень люблю. Я вообще предпочитаю его в цитатах - там вся мудрость и соль. Если же целиком, то лучше всего он у меня идет в переводах Пастернака. В оригинале он все же сложноват, гений-то. Да и язык напоминает мои любимые англо-шотландские баллады. Столько веков-то прошло! Читать можно, но усилия прикладывать придется серьезные. Это вам не вечерком с книжечкой поваляться.
А, может, со мной произошло то, что заметила когда-то Агата Кристи: "Для многих Шекспир оказался потерян просто потому, что его изучали в школе".
Но тут, значит, что-то вдруг случилось, какие-то планеты, что ли, не те сошлись и потянуло меня на Вильяма, нашего, батьковича. И не на слезливую сопляндию "Ромео и Джульетта" (это история меня вообще никогда не трогала), а на "Гамлета" - единственную, пожалуй, трагедию, оставившую настоящую засечку в душе.
В олдскульной, всамделишной библиотеке (зацените!) взяла книжечку. Перечитала. Сначала "Гамлета". Потом прочитала "Короля Лира". Сюжет в общих чертах мне, ясен перец, был известен, но читать его не доводилось. Я вообще пьесы не очень хорошо переношу - вне зависимости от национальной принадлежности автора. Но ради гениев на определенные усилия сподобиться в состоянии.
А потом и вовсе что-то пошло не так! И я посмотрела "Гамлета". Нашего, отечественного, со Смоктуновским.
Click to view
Оказалось - красиво снятое кино с прекрасной операторской работой: в фильме буквально живет дух старой, отменной киношколы. Некоторые моменты чуток театральны, но их раз-два и нет больше. Гамлет Смоктуновского удивителен и неоднозначен. Это не совсем шекспировский Гамлет - наш Гамлет не очень убедителен в своих колебаниях "Быть или не быть?". Наш однозначно "Быть" - причем сразу и окончательно. И даже странно, что он так долго тянет, ведь в нем моментально чувствуется характер, нрав и ум.
Смоктуновский, конечно, колоссальный актерище. Он живет в образе и образом. Хотя, на мой скромный взгляд, и был уже староват для роли принца Датского: Гамлету около 30-ти, что, согласитесь, как правило, означает +/- пару лет в ту или иную сторону, а Смоктуновскому было уже 39-ть лет - то есть, придерживаясь той же формулировки, около сорока. Эти 10-ть лет разницы довольно заметны на экране.
Особенную радость доставили некоторые комментарии под фильмом.
Печатается без разрешения авторов и с сохранием авторской орфографии:
"божественная игра актёров, Гамлет отыграл шизоида на высшем уровне"
"напьются, а потом бросаются на портьеру с криком "крыса!""
"7 минут прошло Я:что происходит" (автору посоветовали посмотреть "Большую ржаку")
И самый лучший:
"Чё не могли сделать хороший конец?"
Потом оказалось, что тот же режиссер Козинцев снял еще и "Короля Лира". И... да-да, я его тоже планирую посмотреть. Я же говорю: на Солнце, видимо, бури, ибо давненько меня так классикой не штормило. С другой стороны, когда в современной литературе и кино все скверно, бессмысленно и в лучшем случае вторично, что еще остается? Только читать и смотреть классику.
Дальше-больше. Подумалось мне, что у мал-мальски приличного человека да еще к тому же с окололитературным гуманитарным образованием в книжном стеллаже должен иметься томик Шекспира. У меня стеллаж есть, а Шекспира нет.
"И почем нынче трагедии?.." - подумалось мне.
Так я сегодня оказалась в книжном магазине с благородной и жгучей (ну вожжа под хвост попала) целью прикупить тот самый томик.
В книжные магазины меня надо пускать редко, осторожно и с ограничением во времени. А то я там случайно жить могу остаться.
Из храма умных мыслей и всяких разных изданий, я выходила, сияя, как начищенный серебряный доллар. В руках у меня были:
* запланированный Шекспир (из-за которого, собственно, все заверте)
* полузапланированный Оруэлл ("Скотный двор" - повесть про мою бывшую контору)
* незапланированный Данте ("Божественную комедию" прихватила в самый последний момент - обаяли нарисованные в конце книги схемы Ада, Чистилища и Рая. Да и вообще перечитать нелишним будет)
Одно жаль - "Фауст" на глаза не попался.
Придется вернуться.