Джеймсбондовские оттенки через шерлокохолмсовский прищур

May 05, 2020 10:07

Уж извините за громоздкое название!

Давече состоялась у меня дискуссия на тему образа и характера литературного сыщика. Ну или детектива, не суть. В качестве образцов для разбора на запчасти были выбраны Фандорин, Эраст Петрович, и Холмс, Шерлок Батькович. Кстати, поклонники Холмса, кто-нибудь знает, как звали папеньку самого знаменитого и легендарного сыщика всех времен и народов?

В общем, оба персонажа более, чем известны, и представлять их не требуется. А пару картиночек я добавлю просто, чтоб запись не выглядела постной.

На мотив "Буратино": "Скажите, как его зовут?"


А вот и образец сыщика номер два. Акунин описывает своего героя как исключительно красивого мужчину, однако ни одной приличной иллюстрации так никто и не создал. Ну либо у меня совсем иные представления о том, как выглядят красивые голубоглазые брюнеты.

Самое приличное отображение героя. ИМХО, разумеется.


Так вот. Оппонент мой, значит, что сказал. Мой оппонент на голубом глазу заявил, что Холмс (мы говорили исключительно о литературном герое!) обаятельный. Мне при озвучании данной характеристики показалось в какой-то момент, что он имеет ввиду киновоплощение - нашего, родного Холмса-Ливанова, который действительно безмерно обаятелен.

Нет, не могу не добавить еще одну картинку!

Миссис Хадсон - доктору Ватсону: "Он видит ваше отражение в кофейнике!"


Или даже две картинки!



Но нет, слышу, про наркотики оппонент заговорил... Стало быть, речь идет все же о литературном герое. Обаятельный, значит?..

А в Фандорине для оппонента не существует ничего сверхъестественного и суперменского. Ну вот совсем ничего. У него взгляд такой: просто поехал чувак в Японию и прокачал свой дух и свое тело. А то, что потом вернулся весь из себя такой красивый и бронебойный как Джон Уик , так это ничего.

Ну то, что они оба в огне не горят и в воде не тонут, так это им по статусу полагается. И то, что они центровые фигуры при прочей многочисленной массовке и актерах второго плана, тоже ясно. Это у всех так. Закон жанра-с. Вообще же самый негеройский герой-сыщик встретился мне только у Вайнеров - это инспектор МУРа Станислав Тихонов: обычный человек, вне работы решающий те же проблемы, что и все мы, неприкаянный в своем одиночестве, ошибающийся, покупающий хлеб и молоко, живущий в коммуналке и способный увидеть личность не только в потерпевшем, но и в преступнике. В нем чувствуется трепетность живого человека - с прошлым и настоящим, сомнениями и горестями.

Признаться, у братьев это мой любимый герой - именно в силу своей человечности. Порой я сильно жалею, что у меня не получаются такие герои. Но я не волшебник, я только учусь. Надеюсь, научусь.

Однако, черт возьми, Холмс - обаятельный?! А Фандорин - просто прокачанный до стописятого уровня чувак?!

Вечером того же дня получаю на сравнительную тему "Холмс-Фандорин" еще одно мнение, исключительно женское: Холмс - душка (но тут был упущен тот факт, что мы говорили о книжном герое, и определение относилось исключительно к Холмсу-Ливанову), а Фандорин - зануда обыкновенный. Представляете? Женщина и об Эрасте Петровиче - зануда обыкновенный!

В общем, мнение моего оппонента, как вы уже поняли, кардинально отличается от того, что думаю я.

Литературный Холмс, несмотря на то, что я его знаю не первый десяток лет и рассказы, пожалуй, могу угадывать, просто прочитав отрывок, никогда не казался мне обаятельным. Слишком уж он холоден, рационален и не без откровенного, эдакого снисходительного снобизма. Может себе мужчина позволить, че. Логическая вычислительная машина, какой задумывал его отец-создатель Конан Дойл. Но все же порой даже в нем проскальзывает какая-никакая эмоциональность.

Фандорин же совершенно отдельная песня. Не скажу, что я без удовольствия читаю фандоринскую серию, - правда, только где-то до "Коронации", ибо это действительно из приличных самый "последний из романов". И удовольствие это в гораздо большей степени связано со второстепенными героями, нежели с главным. С главным - в меньшей степени. Откровенно говоря, Фандорин этот временами очень сильно раздражает, если не сказать бесит: селедка эта замороженная и то умеет, и это, и весь из себя такой вежливый и правильный, и бабы... эээ... простите, женщины штабелями, прям, и... в общем, тошнит и скулы сводит. И ошибок никаких не совершает, ибо "быстрее, выше, сильнее". Пока молодой был, хоть эмоции в нем какие-то присутствовали, а как старше стал - так и вовсе жених Снежной Королевы. Но, главное, конечно, что он бесконечно пра-виль-ный!

" - Не поможет! Все равно правда выплывет. Раз Эраст Петрович сказал, что это злодейство не последнее, значит, так и будет. Он у нас редко ошибается.

Фандорин бросил на губернатора подчеркнуто недоумевающий взгляд и приподнял соболиную бровь: ах вот как, стало быть, все же бывает, что и ошибаюсь?"

Видите, да, какая цаца? Ладно, Холмс тоже почти не ошибался, но и такую обиженку из себя не строил, когда проигранные дела припоминал.

В общем, в Фандорине человек не чувствуется, только нинзя и Джеймс Бонд, - смешать, но не взбалтывать. И потому он везде как под копирку - словно отвратительный мироновский Остап: в течение всего фильма с одинаковым выражением лица. Такого смешивай-не смешивай, взбалтывай-не взбалтывай, один черт - как в том анекдоте, всегда паровоз получается.

Ну и помимо всего прочего к этим джентльменам у меня еще одна претензия - с чувством юмора у них туговато. Холмс, надо отдать ему должное, хоть иронизировать мог. А Эраст Петрович серьезен как пень.

Интересно, а что думают об этих двух сыщиках мои немногочисленные, но от этого не менее почтеннейшие други?..

впечатления, Конан Дойл, беседы о высоком, мужчины, изба-читальня, мыслишки, Шерлок Холмс, сюжетец

Previous post Next post
Up