В осаде 5, или Пустые города

Apr 27, 2020 09:34

Нынче что у нас в тренде? Почти переиначенная песня "Би-2": "Большие города, пустые поезда". Разница только в том, что города нынче пустые, ну а поезда, ладно уж, могут побыть большие. Чуток, конечно, все уже подуспокоились, попривыкли и приняли как неизбежное, но нет-нет да мелькнет в ленте тот или иной безлюдный город.

Поэтому подумалось мне, что можно добавить в этот калейдоскоп еще и Ригу. Чем, в конце концов, не город?

И поехала я впервые за долгое время в центр.



Поначалу, по дороге от парковки до Старого города и набережной, мне даже показалось, что, собственно, обстановка в центре не особо отличается от обстановочки в обыкновенный выходной день. Тотальной пустоты на улицах не наблюдалось: шли парочки, кто-то выгуливал собаку, кто-то - детей. В масках - считанные единицы.

Но призыв шарахаться друга от друга на расстояние в два метра уже настолько плотно вошел в нашу жизнь, что имевшийся на улицах народ действительно старался держаться один от другого подальше. Да и по себе это заметно более чем - я обычно (если, конечно, тротуар не забит и нет четкого двустороннего движения) шагаю ровно посередине. А тут - непривычно жалась к стенам зданий, лишь бы только между мной и проходящим мимо хомо сапиенсом было хоть какое-то расстояние. Так в жарких странах безотчетно учишься передвигаться вдоль стен от тени до тени.

Порой паранойя доходит до кретинического абсурда: смотришь какое-нибудь кино и ловишь себя на мысли: "А чего они не дистанцируются и перчаток не используют?.."

И вроде все как обычно, но потом, конечно, начинаешь видеть то, чего не видел раньше: многие магазины закрыты наглухо. Закрыты кафешки (или работают только навынос), закрыты привычно и всегда открытые лавчонки и даже в барчике "Ежик в тумане" не пропустишь больше рюмашку. Темные времена, сэр. Невзирая на ярко отсвечивающее солнце.

Пребывающие на карантине барабаны.


С другой стороны, жизнь вроде как и не совсем остановилась - вот, в городские прокаты привезли новые самоходки. Раньше были маленькие и скромные легковушки, а сейчас, прям, самолимузины: большие, тяжелые, с широкой подножкой. И батарейка наверняка с бОльшим запасом хода.



Однако стоит чуток прогуляться, как становится заметно, что народец какой-никакой есть в основном на тех улицах, где он всегда есть. А лишь повернешь голову в другую сторону и вуаля - пустая улица.

Улица старая, проводов - адское количество. Хотя до Азии, конечно, далеко.


Самый популярный нынче призыв: "Оставайся дома". Судя по практически пустой улице, он все же работает.

Плакатик этот не просто так. Это информация от "Движения помощи добровольцев". Когда на всех ухнула эта дрянь под названием "Коронавирус" и стало понятно, что самая уязвимая часть населения это люди 65+, всех их моментально призвали сидеть дома и не выходить даже за продуктами - это сделают добровольцы, только позвони. Купят продуктов и все, что необходимо, привезут, оставят под дверью. Продукты, правда, оплачиваешь сам.

Только оставайся дома.



Второй по популярности призыв наших дней: "Береги других". (И более мелким шрифтом: "Очень круто, что ты моешь руки"). Что есть, то есть - настолько чистых рук и горячего сердца у меня давненько не было.



Одинокий голубь тоже решил прислушаться и помыть лапы. А, может, просто принять ванную раз есть такая возможность.



И еще один характерный признак карантинного времени - в столице отключены все кнопки у светофоров. Все переведено исключительно в автоматический режим. Меньше прикосновений - меньше микробов.

Фотка не из центра, из спального района, поэтому и газончик в стиле "апшарпе".


Не знаю, как остальные церкви, но Кафедральный собор был открыт. Только на входе стоял какой-то проверяющий в маске, в которого первым делом (как и в бумажку "Соблюдайте дистанцию 2 метра") утыкался любой верующий.



Рядом, на остановке, шла оживленная беседа, и мне почему-то показалось, что собеседницы не так давно вышли из храма.



А в двух шагах от них взирал задумчиво монументальным бронзовым взором на все сущее одинокий Барклай-де-Толли. Место рождения прославленного полководца доподлинно неизвестно, но сам Михаил Богданович утверждал, что родился в Риге. Так это или нет сказать сложно, но вот предок его Питер Баркли из рода Тоуи (а это старинный дворянский шотландский род на минуточку!) переселился в Ригу еще в середине XVII века. Дед же Михаила Богдановича, Вильгельм, был в свое время бургомистром Риги. Сиречь - мэром.



Почти у ног Барклая раскинулась главная улица столицы - улица Бривибас, или говоря по-русски, улица Свободы. Русскоязычные жители Риги частенько называют ее по-свойски и с оттенком одесского непередаваемого колорита - Бривибасовская.

"Мое золото - мое здоровье". Не поспоришь. Особенно сейчас.


Раньше на месте этой временной инсталляции ввиде странноватой угловатой арки, стоял дедушка Ленин. И пронзал мудрым взглядом перспективу названной в его честь улицы.



Сначала они что-то бухтели друг другу. Потом - судя по интонациям - она стала катить на него конкретные бочки. Все закончилось тем, что он стал перед ней на колено... и стал завязывать ей шнурки.



В другом же конце аллейно-бульварной перспективы возвышалась над притихшим городом Miss Liberty местного разлива - Памятник Свободы. В 40-ом году ее хотели реконструировать, перенести или даже разобрать. И во многом благодаря Вере Мухиной (уроженке Риги, кстати) памятник остался стоять там, где он стоит до сих пор.

У нее даже имя есть - Милда. Но извините - с бульвара вид только со спины.


Поначалу количество рейсов общественного транспорта уменьшили, но эпидемиологи тут же подняли справедливый крик. Все рейсы вернули. Но сняли все льготы - главным образом, из-за школьников, которые, учась удаленно, болтались по всему городу благодаря своему бесплатному проезду.

"Первый в мире водородный троллейбус!" Удивительное - рядом.


Весной по-настоящему еще даже и не пахнет. Но в парках в отличие от улиц народу побольше, чувствуется присутствие жизни не где-то там, а буквально рядом.



Разговор на расстоянии 2-х метров.



Если семья - то можно и ближе. Сейчас самое время для кардинальной переоценки тесных семейных уз.



Застрял на свадебно-замкОвом мостике.



От Милды даже убрали истуканов - почетный караул. Местные все равно их уже не замечают, а туристов, которые приходят посмотреть на их смену, просто нет.

"Отчизне и Свободе".


Пусты старые афишные тумбы. Если они не пестрят афишами концертов и мероприятий, которые не состоялись, то сурово напоминают о том, что расслабляться еще рановато.

Вот и все, на что сейчас может расчитывать рижанин.


"Макдак" работает только навынос. Интересно, когда все пройдет, как долго еще потом мы -  чисто на выработанном рефлексе - будем держаться подальше друг от друга?..

Недвухметровая двухметровая очередь.


В Старушке все стало на свои места. И пусто, и грустно, и руки лучше не жать.

Такой пустой я эту улицу не видела даже ночью.


Закрытый "NewYorker" в черте Старого города. На Бродвее сейчас народу меньше, чем на пляже в Юрмале. Невольно вспоминается классическое и заезженное: "Боже, храни Америку!" Сейчас эта фраза играет совсем иными красками.



Вот и полковнику никто не пишет не с кем выпить пивка. Все наглухо задраено.



Некоторые сразу предупредили, что сегодня закрыты. А когда закончится это "сегодня" - неизвестно. Вычитала где-то фразу, что сейчас все время делится на три простые ипостаси: вчера, сегодня, завтра.



В ожидании посетителей - кресла ресторана при отеле. Надо ли говорить, что закрыт и ресторан, и отель?



Один из немногих открытых ресторанов заманивал едоков выгодным предложением и тут же, рядом, призывал не забывать о 2-метровой дистанции.

Стейки по бросовым ценам на расстоянии 6 футов и 8 дюймов.


Вот переживем мы с вами пандемию и станем буквально "Обществом взаимнаго кредита". В той или иной степени и мере.



Вся сувенирка закрыта до лучших времен - туризм лег. Или накрылся здоровенным таким медным тазом. Что, в принципе, одно и  то же. И как долго и как мучительно он будет подниматься обратно, этот туризм, не известно даже ангелам.



"Ах, эта свадьба, свадьба..." Действительно... Скоро потеплеет, и лягушки во всех окрестных болотцах и прудах начнут выводить свои чудесные и бесконечно страстные рулады. Ибо Природа плевать хотела на все вирусы.



А на Домчике, однако, было людно!

Однако концерт органной музыки не сходишь, не послушаешь...


И даже проскакал по площади Самый Главный Всадник Коронной Современности. Вот так, простым движением вирусной палочки, курьер превратился в персону поважнее короля или президента.



Барельеф на здании Латвийского Радио добавлял самому сердцу страны людности и массовки. Но эта массовка хоть и нестерильна, зато абсолютно безопасна.



Оказавшись в Старухе я не могла не прогуляться по своей самой любимой улице. Тем более, что такой пустой, тихой, спокойной и совершенно безлюдной я ее не видела НИ-КОГ-ДА.

Узнали?



А с такого ракурса?



[Ну с этого ракурса точно узнали!]






Да и этот ракурс должен быть знаком.



[И не только благодаря Штирлицу]



А уж эти здания так и вовсе святое!



Особенно окно. То, которое справа.



[Иначе вы просто провалили явку]



Кажется, все ты знаешь здесь практически досконально. Ан-нет! Даже родной город способен время от времени удивлять и подкидывать ранее неведанное.

Удивительно дело! Неисчислимое количество раз бывала в этом уголке Старой Риги, приводила сюда друзей из категории "туристы" (ибо тут, за углом, находится ТА САМАЯ ДВЕРЬ в ТУ САМУЮ КВАРТИРУ того самого ШЕРЛОКА ХОЛМСА!), а вот этого средневекового барельефа не видела...

Черепок особенно понравился. Да и вообще как-то остроактуально смотрится.


Потом мое уединение нарушили муниципальные стражи порядка. На самом деле, полиции в городе стало гораздо больше. Если не сказать много. Странно, я никогда не думала, что полиции в Риге НАСТОЛЬКО много. По сути полиция у нас существует по абсолютно американскому принципу: ты знаешь, что она есть, ты знаешь, что можешь, если - не дай Бог! - возникнет необходимость туда обратиться, но при этом полицейские (если только это не дорожники и у них не рейд) ни к кому не цепляются, не останавливают, не проверяют документы на пустом месте. Ты просто знаешь, что они есть, что они где-то рядом и при этом они как-то совершенно незаметны и невидимы.



Парочку классических открыточных видов вам в ленту. Практически исторические фото - они без толп туристов. И лишь редкие аборигены напоминают, что город не покинут людьми.



На самом же деле пустой город, без людей, производит тревожное ощущение. В этом есть что-то неправильное и пугающее.
С другой стороны, ты понимаешь, что таким видеть город можно лишь в исключительных случаях.



Вдовесок - немного Петербурга в Риге. Во-первых, классицизм, а, во-вторых, когда-то давным-давно именно в этом здании располагалась гостиница под названием "Петербург". Сейчас здесь обосновалось что-то муниципальное.



Рядом с бывшим "Петербургом" была припаркована нынешняя Москва.



Война войной, а у кого-то свадебка по расписанию.



Пройдя Старушку насквозь, оставалось только взглянуть на постояльцев пассажирского порта и лишний раз убедиться, что трафик на дорогах - почти как в обыкновенный выходной день. Почти.

В то же время интенсивность дорожного движения в рабочий день ничем не отличается от довирусной эпохи.



Границы закрыты. Паромы стоят на приколе и тихо спят в ожидании того момента, когда снова смогут выйти в воды капризного Балтийского моря и взять курс на Стокгольм.



Освободившиеся от швартовых паромы будут служить символом и признаком возвращения нормальной жизни. Как и взмывшие в небо гражданские самолеты.

А пока так - в обнимку с сиротливо притулившимся работягой-буксирчиком.

Вдвоем все же не так боязно.


На мосту правил бал сильнейший холоднющий ветрюга. Он рвал фотоаппарат из рук с такой силой, что становилось неуютно. Металлические поручни лишь жалобно звенели под его напором. Даугава (она же Двина) дыбилась крутыми барашками мелких волн.



Речной флот тоже остался не у дел. Некому сидеть в этих кафешках на открытых палубах, наслаждаясь прогулкой по Даугаве и видами берегов, на которых раскинулся не самый скверный город этой планеты.



Левобережная марина с одинокой яхтой. Ближе к сезону наверняка заполнится куда основательней. К тому же это не основная марина, а так, добавочная "ноль-семь". Про владельцев яхт есть шутка. У владельца яхты в жизни два счастливых дня: когда он покупает яхту и когда он ее продает.



Интересно... снятся ли убаюканной на волнах Даугавы "Романтике" романтические сны?..



И вдруг почти из-под носа парома возник ОН! И понесся, работая веслом и подгоняемый в спину ветром, на своем утлом челне.





Безумству храбрых! Он активно прошуровал мимо с весьма приличной скоростью и скрылся под мостом.



Проводить его взглядом можно было лишь до определенного момента. Ибо за спиной разворачивался совсем иной вид.

Вантово-теневая геометрия.


На момент открытия в 1981 году у рижского Вантового моста был самый длинный вантовый пролет в СССР. И восьмой в мире.

Изначально, конечно, никакой колючей проволоки на вантах не было. Но периодически на них стали забираться любители острых ощущений, которые оказались совсем как коты - забраться на дерево забрался, а слезть уже не может. Соответственно, перекрывался мост, сгонялись вся королевская конница, вся королевская рать ввиде полиции, "скорых" и пожарных (они же спасатели).

И черт с ними, с острыми ощущениями... Но в 12-ом году человек забрался на ванты максимально высоко с определенной и совсем нерадостной целью. Забрался и прыгнул вниз.

После этого ванты были вынуждено изуродованны.



С моста было хорошо заметно, что в местечке под прекрасным названием "Старгород", видимо, наблюдался аншлаг. Говорят, неплохой чешский ресторанчик, хоть и не из дешевых. Но главное даже не ресторан, а пивоварня. Знатоки и любители напитка утверждают, что пиво у них отличное.



По дороге обратно мне встретилось прекрасное и сиюминутно-характерное, потом уж такого не будет:



Пока пусто и нет туристов самое время заняться ремонтом. Делать здесь красивые фоточки все равно некому.



Зато свадьбы сейчас гулять просто шикарно! Во-первых, не надо никого приглашать и тратиться на банкеты, а, во-вторых, во время фотосессий никто не влезет в кадр.

Судя по тому, как они держат сигарету, у них там свадебный "косячок".


Как же хорошая погода меняет восприятие окружающей реальности! Если не сказать, искажает. Смотришь: вроде просто погожий весенний денек, солнышко светит, воздух свежий, кое-где уже цветочки распускаются, скворцы трещат. Обычная жизнь за окном, привычный и такой знакомый мир. В такую погоду меньше всего думаешь о всяких разных заразах, что подстерегают тебя на непродезинфицированных вовремя поверхностях. Жизнь кажется прекрасной как никогда.

Но это - здесь и сейчас, на данном отрезке - временно и зыбко. Ты это осознаешь, стоит лишь услышать истошный, заполошный крик сирены, разрезающий собой все - негромкий шум трафика, солнечный день, музыку в салоне машины - и увидеть несущуюся "скорую", бригада которой облачена не в яркую привычную форму, а в костюмы химзащиты и маски из фильмов-катастроф.

город, Рига, психушка, впечатления, прогулка, жизня, люди, транспорт, твою мать, блуждания, здоровье, перемены, улица, и так бывает

Previous post Next post
Up