Знал я одного буддийского монаха, европейца. Он в Корее лет 15 прожил, монашествовал. Начал он изучать буддизм еще в юности и, как водится, начал с жизни Будды, четырех благородных истин и т.д. Т.е. с простой и понятной тхеравады. Потом в начале 90-х приехал в Корею, стал монахом, очень хорошо освоил ханмун (классический китайский) и прочитал много сутр и шастр. Шастры ему оченно нравились, а вот махаянские сутры разделились у него на две категории: те, что ему нравились и те, что он за буддизм не считал. Нравились ему Сутра Совершенного Просветления и Алмазная. А вот Лотосовая, Сутры Амитабхи и многие другие он на дух не принимал. Критерием был вопрос веры. Другими словами, даже пробыв монахом в махаянской традиции 15 лет(!) он так и остался в душе тхеравадином! Об этом же писал самый известный западный знаток корейского буддизма профессор Роберт Басвелл в своей книге "Zen Monastic Experience". Он был монахом во второй половине 70-х, учеником знаменитого Кусан сынима, но по его же словам, в душе так и остался приверженцем тхеравады.
Один из аругументов моего знакомого монаха-европейца звучит примерно так: "Если основа буддизма махаяны вера, то зачем менять знакомое и привычное христианство на буддизм? Ведь основа христианства тоже вера".
Соглашаюсь с ним лишь отчасти. Вот очень известная гатха из Аватамсака Сутры, показывающая, что вера в Махаяне намного важней даже веры в христианстве. Это утверждение является лишь моим мнением, но я пришел к этому пониманию только через 10 лет изучения буддизма.
信爲道元功德母 長養一切諸善法
斷除疑網出愛流 開示涅槃無上道
Вера - это основа Пути и добродетельная мать,
[Она] взращивает всю благую Дхарму,
Разрывает сети сомнений и освобождает от потока страстей,
Указует на не имеющий высшего предела Путь нирваны.
Аватамсака Сутра, гл. "Бодхисаттва Глава Мудрецов".
Перевод я сделал на скорую руку, не судите строго, но смысл он передает. Вера - это альфа и омега всего учения. Это Аватамсака (Хуаянь), в школах Тянтай и Дзинту дела обстоят точно также.
Две первых строки гатхи на стенах буддийского храма (в Корее эти таблички называются чурён)
Я знаком с несколькими европейскими и американскими монахами в Корее, но ни у одного из них я не увидел этой самой веры. Буддизм для них это лишь интелектуальная игрушка, занимательная игра в "Дзэн". Что уж говорить о мирянах буддистах в Европе и Америке. Хотя конечно же всех буддистов я не знаю, про всех говорить наверное не стоит, но тенденция мне видится именно так.
Корейская каллиграфия гатхи.