Автор: Олег Фролов
«Руководитель проектов команды "Бизнес-Мотор", вебмастер, копирайтер.
Хлебные крошки полезны для пользователей и для поисковиков. Микроразметка легче ориентирует пользователя на сайте и используется поисковиками для формирования расширенного сниппета. Рассказываем, что к чему»
Даже весьма серьезные успехи в части повышения позиций могут быть нивелированы непривлекательными сниппетами с низким CTR. И напротив, интересный, мотивирующий сниппет может выделять сайт среди прочих даже в том случае, если он не находится на первых строках выдачи. Именно по этой причине любые возможности по расширению сниппета можно и нужно использовать максимально. Одна из таких - микроразметка «хлебных крошек», которая позволяет показывать в выдаче рубрику, к которой относится материал, в читабельном и понятном пользователю виде.
Что такое «хлебные крошки»?
«Хлебные крошки» (Breadcrumbs) - это общепринятое название навигационной цепочки, которая отражает путь к данной странице сайта с учетом структуры категорий и подкатегорий. Выглядеть она может примерно следующим образом:
Для пользователя сайта «хлебные крошки» удобны тем, что позволяют быстро вернуться в рубрику или подрубрику, к которой относится материал, а также легко ориентироваться в структуре сайта. Но не менее велико значение навигационной цепочки для SEO, ведь именно ее можно оформить с помощью микроразметки с последующими изменениями в сниппете. О том, как это сделать, - читайте ниже.
Как выглядит расширенный сниппет?
Проиллюстрируем сниппет на примере конкретного сайта до и после применения микроразметки «хлебных крошек». Вот так выглядел типичный сниппет обзора книги в Google ранее:
А вот такая информация появилась в выдаче после того, как микроразметка была внедрена, а страница повторно проиндексировалась поисковой системой:
Как нетрудно заметить, в данном случае явное указание рубрики помогает пользователю быстро оценить жанровую принадлежность книги, а значит - получить больше информации о странице и сделать осмысленный выбор. В случае с интернет-магазинами это также помогает с первого взгляда определить рубрику каталога, к которой отнесен товар. В сочетании с
товарной микроразметкой семантическое оформление хлебных крошек позволяет получить максимально полный, насыщенный информацией сниппет товара, который наверняка не останется незамеченным пользователем.
Микроразметка «хлебных крошек» в Google и Яндекс
Стоит отметить, что расширенный сниппет в части навигационной цепочки в Google и Яндекс имеет определенные различия, которые следует учитывать. Так, в частности, если применение микроразметки «хлебных крошек» (при условии отсутствия ошибок) практически наверняка отразятся в выдаче Google, то в Яндексе этого гарантировать нельзя. В Яндекс.Вебмастере по этому поводу приводится следующее пояснение:
Для крупных сайтов, имеющих хорошо выраженную структуру, под сниппетом может показываться навигационная цепочка (ряд ссылок на разделы сайта, к которым относится найденная страница). Такая цепочка позволяет быстро оценить объем информации на сайте или тип контента, и при необходимости за один клик перейти в нужный раздел.
Само собой, оценка «выраженности структуры» остается на усмотрение алгоритмов Яндекса, так что сниппет в выдаче этой поисковой системы может и не измениться, несмотря на внедрение микроразметки.
Интересно и другое наблюдение. В расширенный сниппет Google рубрикация подтягивается в строгом соответствии с навигационной цепочкой, размеченной на сайте. В то же время Яндекс «хлебные крошки» может вообще проигнорировать, а показать структуру согласно url-адреса (даже если в реальной размеченной навигационной цепочке больше или меньше уровней).
При всех особенностях расширенного сниппета для категорий Яндекс обеспечивает и дополнительные бонусы от его использования. Наименования рубрик в его выдаче являются кликабельными, т.е. пользователь может вместо конкретного товара или статьи перейти в интересующую его часть каталога и рубрику.
В Google названия рубрик выводятся в виде обычного текста и предназначены исключительно для информирования пользователя.
Как использовать микроразметку навигационной цепочки?
Существует несколько стандартов, которые позволяют выполнить микроразметку навигационной цепочки, и все они в равной степени поддерживаются как Яндексом, так и Google. В их числе - OpenGraph, RDF, Schema.org и microdata. Никаких существенных преимуществ у каждого из них нет, так что можно использовать тот, который понятнее администратору сайта или верстальщику.
В качестве примера приведем микроразметку «хлебных крошек» с помощью RDF-маркеров data-vocabulary.org. Для этого необходимо заключить всю навигационную цепочку в тэг
… , после чего пометить каждый ее элемент в отдельности.
Уровни рубрикации следует заключить в тэг … , а к каждой ссылке навигационной цепочки добавить два дополнительных атрибутаrel=»v:url» property=»v:title».
Например:
Рубрика №1 Подробнее о микроразметке навигационной цепочки можно почитать, в частности, в
инструкциях Google для разработчиков.
После того, как микроразметка будет внедрена на сайт, ее правильность целесообразно проверить с помощью инструментов валидации
Google и
Яндекс. В том случае, если ошибки в ходе проверки выявлены не будут, появление результатов в выдаче можно ожидать в течение 1-4 недель - по мере переиндексации сайта роботами поисковых систем. На практике этот срок зависит от регулярности посещения роботом вашего сайта и частоты апдейтов выдачи поисковиков (последнее относится, прежде всего, к Яндексу).
Выводы
Микроразметка «хлебных крошек» позволяет выводить в сниппете в читабельном виде информацию о категориях и подкатегориях сайта, к которым принадлежит страница. Это помогает пользователю лучше ориентироваться в структуре сайта и принадлежности конкретного материала.
Микроразметку навигационной цепочки поддерживает и Google, и Яндекс, но со своими уникальными отличиями, которые также необходимо учитывать.
Для семантической разметки «хлебных крошек» можно одинаково успешно использовать стандарты OpenGraph, RDF, Schema.org и microdata.