Думаю, многие из вас перед приходом званых гостей стараются навести в доме порядок, а те, кому удается поддерживать его постоянно, лишний раз все проверят, возможно дополнительно украсят стол, подготовят угощения... Город - это тоже дом (в широком значении этого слова), и принципы здесь должны быть те же. Киров зовет к себе гостей (для этого даже есть специальная организация: КОГКУ "Центр развития туризма Кировской области"), и вот они приехали, да только в доме беспорядок…
Что у вас стоит в прихожей?
Гость, заходя в квартиру, в первую очередь попадает в прихожую. Посмотрите, что у вас в ней сейчас стоит? Скорее всего - это шкаф или вешалка для одежды, банкетка, тумба для обуви, возможно на стене висит картина или фотография, а на полу коврик. Пожалуй все. Прихожая - это место, предназначенное для переодевания и хранения верхней одежды и обуви хозяев и посетителей. И мы все, обустраивая ее на свой вкус, делаем это примерно одинаково. По крайней мере я еще ни разу не встречал, чтобы кто-то поставил в прихожей обеденный стол.
Привокзальная площадь в городе - это та же прихожая в квартире. Основное ее назначение заключается в том, чтобы встречать и провожать гостей и жителей города, путешествующих поездами, обеспечить комфортную пересадку пассажиров с городского на железнодорожный транспорт. Основными ее элементами должны быть, во-первых, парковки (те же тумбы для обуви в квартире), позволяющие оставить свой автомобиль на время поездки, для того, чтобы кого-то встретить или проводить на поезд, во вторых, остановки общественного транспорта - с удобной навигацией, защищающие пассажиров от ветра и дождя, ну и чистые.
В Кирове же умудрились занять всю прихожую обеденным столом, превратив привокзальную площадь в рынок из девяностых. Преодолев тяжелый подъем по неудобным лестницам (а далеко не всегда пассажиры выходят в город через центральные двери вокзала), гость города оказывается на узком тротуаре, большую часть которого занимают ларьки, грязная и обшарпанная остановка, занятая бездомными, здесь же стоят пассажиры, ожидающие свой автобус или троллейбус.
В центре площади обустроена автомобильная парковка, обнесенная металлическим забором и занятая, как правило, таксистами, нелегальными извозчиками, а также автомобилями местных жителей и работников торговых центров и магазинов, которые как грибок, захватили здесь все свободное пространство. Это самое неудачное место для парковки, что я когда-либо встречал у железнодорожных вокзалов, а заезжающие на нее автомобили к тому же затрудняют движение для проходящего мимо транспорта. Так быть не должно.
Новой доминантой площади стал торговый комплекс "Лето", облепленный вывесками магазинов и брендов, словно фонарный столб рекламными листовками. Его уже было много для этого района, но кому-то показалось хорошей идеей впаять на небольшом пятачке прямо у железнодорожного вокзала трехэтажный торговый центр "Бум" (название, как и идея, видимо, навеяны ударом по голове)…
Я очень часто езжу по стране, иногда поездки настолько коротки, что какой-то город и посмотреть не удается, не то, что купить что-то в нем, но я не припомню, чтобы когда-то мне перед самым поездом потребовалось купить, скажем, кофеварку или джинсы. Да, путешественнику могут в пути потребоваться, скажем, лекарства, вода, книга или сотовая связь, или он захочет перекусить перед поездкой. А для удовлетворения этих потребностей, достаточно торговых точек на самом вокзале, да тех магазинов и кафе, что уже ранее были предусмотрены в городской планировке. Что же касается потребностей в покупках местных жителей, то они также удовлетворяются существующими на ул. Горького и Комсомольская магазинами, да и крупными торговыми центрами в 20 минутах пешком от Привокзальной площади.
В результате, Привокзальная площадь в Кирове вместо того, чтобы выполнять свою основную функцию, превратилась в торговый центр, а встречающие опаздывают, потому что просто не могут припарковать свой автомобиль, а первые впечатления гостей города не самые приятные (а первые впечатления, как известно, сильно влияют на дальнейшую оценку).
Что можно сделать?
Единственный правильный выход - это строительство многоэтажного паркинга на улице Комсомольской со стороны вокзала, а часть существующей парковки - обустроить на манер Триумфальной площади в Москве (с большим количеством скамеек, свободного пространства, отведенного для пешеходов, немного зелени и т.д.), остальную часть освободить под дорожное полотно и расширение тротуаров. К сожалению, поскольку более-менее подходящее под многоэтажный паркинг свободное пространство занято торговлей, единственно возможное место его обустройства - узкий пятачок (примерно 26 на 130 метров) на месте недавно открытой платной парковки. В принципе, достаточно, учитывая требования свода правил (СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей), но это уже вопрос к архитекторам.
Кстати, через несколько дней, проезжая мимо на автомобиле, я понял, что в день приезда совершенно не обратил внимание на разукрашенные "под Дымку" дома. От части это связано с тем, что внимание было отвлечено на базар, лавирование между людьми на узком тротуаре, от части на то, что мне пришлось тащиться по щиколотку в снежной каше и тащить за собой сумку (но к этому я еще вернусь).
Продолжение следует...