Два года назад я бы написал про Киров что-то типа этого: "Вятка также как бородинское мороженное состоит из несовместимых вещей: сладкого и соленного, хорошего и плохого и никуда от этого уже не денешься, главное, чтобы между этими половинами сохранялся баланс и равновесие".
Собственно, тогда я так и написал. Но сейчас рука не поднимется настрочить что-то такое же воодушевлённое. Город сейчас в глубокой … яме, да и я потерял свои розовые очки (хватит с меня хвалебных рецензий, все-таки не о полуторачасовом фильме речь веду, а о жизни людей).
Киров сегодня - это подержанная ржавая "семерка", ее коврики усеяны пеплом, по салону катаются бутылки, а ее хозяин вместо того, чтобы скопить денег на нормальный автомобиль, тратит те же самые деньги на новые литые диски, задний спойлер и спортивные кресла. При этом он не особо бережет подвеску автомобиля и летает по ухабам и ямам с превышением допустимой скорости в городской черте, дескать, сломается - не жалко.
Дороги и тротуары.
Дороги и тротуары в Кирове и области (там, где они есть) по состоянию и качеству идут на уровне дорог какой-нибудь Руанды, Уганды или Танзании (кто не верит, может съездить и проверить самостоятельно, или посмотреть специальный выпуск Top Gear "Путешествие по Африке"). Иногда лучше ехать по обочине, чем по дорожному полотну, а это не добавляет безопасности поездке по и без того не развитым дорогам. А еще их не чистят: зимой многие улицы, которые не являются магистральными, утопают в снегу, а ближе к весне на некоторых из них появляется толстая корка льда, поздней же весной при малейшем дуновении ветра в небо взметывается миллионы песчинок, что снова наводит на сравнение с африканскими странами (например, последняя серьезная пылевая буря прошла 7 мая, тогда ветер поднимал пыль выше десяти этажей).
Трасса Киров-Советск (25 км от города) имеет по одной полосе движения в каждую сторону, но, как вы видите, из-за плохой дороги превратилась в одностороннюю (чудом удалось избежать ДТП)...
Чем проще, быстрее, безопаснее передвигаться по дорогам, тем выше деловая активность. Дороги и тротуары нужно ремонтировать, строить новые (и делать это качественно), поддерживать их в удовлетворительном состоянии. От этого же зависит не только удобство для населения (что само по себе важно), но и развитие экономики. Это понимали еще в Древнем Риме, а у нас, получается, каменный век еще?
Общественный транспорт.
Кировский общественный транспорт - это, в основном, большие современные автобусы (КАМАЗ, МАЗ, ЛИАЗ) без рекламы и с пестрой раскраской: красные, зеленые, желтые; ну и троллейбусы (по большей части старые, но в этом я ничего плохого не вижу).
Но в городе есть одно слабое звено, что портит все впечатление о транспортной системе Кирова - это ПАЗики, которые, по всей видимости, ездят на мазуте. К такому выводу я пришел, когда один из таких автобусов, стартовавший передо мной на зеленый сигнал светофора, окатил мой автомобиль густым черным дымом. Кто додумался дать разрешение на перевозку в таких автобусах (такие же "паровозы" ходили по городу и в марте и в январе)?
Туризм.
Последнее время у меня складывается впечатление, что в городе все силы брошены на развитие туризма. Но делается это как-то неумело, а порой и вовсе смахивает на вредительство. Так, вместо реконструкции существующего колеса обозрения, здесь строится новое. Вместо развития парка динозавров там, где он по праву должен быть (в г. Котельниче), появляется еще один, а скульптур в городе за несколько лет появилось, пожалуй, больше чем детских площадок (не считая новые многоквартирные дома, которые, фактически, просто без них не построить). И, честно, я совсем не понимаю, какую пользу все это принесет городу, да и области?
Да, в городе появились места с "открыточными видами"...
Но если зайти во двор или просто развернуться на 180 градусов, то в глаза начинает бросаться разруха и неухоженность. Осенью я писал о том, что в центре города стали приводить в порядок советские многоэтажки (например, желтый дом на заглавном фото), но в этот раз я зашел во двор и понял, что вся реконструкция заключается в покраске и реставрировании фасада, выходящего на центральные улицы города. Этакие Потёмкинские деревни XXI века. Даже до конца положить асфальт от нижней набережной до лестницы на верхнюю, и этого сделать не смогли. Да, такое не только в Кирове, но от этого жителям города лучше же не становится.
При этом, попытки развития туризма как-то не вяжутся с порчей исторической части города и строительством новостроек в самом центре.
Центр Кирова - это декорация для туристов, да вот только поможет ли это их привлечь?
Конечно, каждый город в нашей стране обладает чем-то особенным, но этого недостаточно, чтобы превращать развитие туризма в городе и области в маниакальную идею и вбухивать кучу денег, которые могли бы пойти на улучшение жизни горожан. Настоящую городскую жизнь можно увидеть отъехав пару километров от центра: обшарпанные дома, покосившиеся ограды скверов, сломанные скамейки, и разбитые тротуары, ямам в которых уже десяток лет. Бедность и пьянство. Честно, если бы меня судьба не связывала так тесно с этим городом, то выбирая куда отправиться, я поехал бы в Казань, Нижний Новгород, на худой конец в Йошкар-Олу, но не в Киров. Это не туристический город, он всегда был промышленным, и им бы должен остаться, но даже заводы, пережившие 90-е, сохранить не удается...
Вместо эпилога.
Пока в самом сердце города строится новая "игрушка", в магазине на улице Широнинцев, д. 13 на стене уже не хватает места для новых фотографий "забывчивых покупателей" (много лет назад там появилась традиция фотографировать и вывешивать на всеобщее обозрение лица людей, которые пытались что-либо вынести из магазина и были пойманы с поличным), а город становиться рухлядью, что замечают даже те, кто никогда не обращал на это внимание, а это уже совсем плохо.