У Коломны нет какого-то туристического дизайна, дома здесь не разукрашивают под дымку, хохлому, гжель и т.п., здесь не устанавливают на каждом свободном месте скульптуры (за cвою прогулку я увидел всего три памятника: Дмитрию Донскому, Ленину, ну и Кириллу и Мефодию), зато здесь есть ровные дороги, удобные тротуары и скверы, ну и старая архитектура, которую, с виду, всеми силами пытаются сохранять. Здесь есть Макдоналдс с его известным во всем мире фастфудом (человек в первую очередь пойдет в то заведение, которое знает) и бесплатными туалетами (шутка шуткой, но все-таки удовлетворение первичных потребностей в длительных путешествиях тоже играет роль). Все это делает город привлекательным для туристов, ну и они отвечают взаимностью, оставляя здесь свои деньги...
Дорога.
Основной въезд в город.
Первые хорошие впечатления от поездки в Коломну формируются еще задолго до прибытия в этот город. Мой путь пролегал по Новорязанскому шоссе, большая часть которого - это скоростная трасса с отбойниками, эстакадами и защитными экранами, по качеству она не хуже немецких автобанов (например, трассы из Дрездена в Прагу). Только насладится поездкой по такой дороге получается недолго, и уже через 50 километров ваш полет прекращается светофором и узкой, петляющей дорогой через населенный пункт, где скорость из-за обилия автомобилей не превышает сорока километров в час. То ли в свое время денег не хватило, то ли кто-то украл часть дороги, но шоссе прерывается где-то на 10 километров. Впрочем, если вы едете не в час пик, то это не сильно влияет на ваше настроение.
Улица Октябрьской Революции - центральная улица Коломны, проходящая насквозь весь город.
Обратите внимание на то, какая ровная дорога! К слову, местные жители ругают качество дорог в городе, но они просто не были на Вятке этой весной. Дальше в этом рассказе будут фотографии с тротуара, с высоты колокольни и из трамвая, но нигде вы не увидите больших, да и маленьких ям. Да дороги и тротуары здесь не идеальны, но и не убиты, по ним спокойно можно ходить и ездить, не опасаясь поломать себе ноги или подвеску своего автомобиля, а это главное для жителей и гостей города. Впрочем, пока я знакомился с первой улицей в этом городе, водителю крана проезжавшего мимо не повезло проколоть где-то свое колесо...
Транспорт.
Коломна - город относительно небольшой (в нем проживает всего около 145 тысяч человек), обладает развитой транспортной инфраструктурой, так пассажирский транспорт города представлен двумя видами транспорта - трамваем и автобусом. Честно говоря, перед этой поездкой я только посмотрел расстояние до города, предположительное время в пути, ну и фотографии Коломенского Кремля. В общем, информации о Коломне у меня не было совсем, а в моей голове он представлялся маленьким городком на подобии Ростова Великого. Поэтому, когда на перекрестке я увидел проезжающий по соседней улице трамвай, был, мягко говоря, несколько озадачен.
Трамвай существует в Коломне с 5 ноября 1948 года. Причем изначально в городе планировалось создание троллейбусной системы, строительство которой началось в 1940 году, а к лету 1941 года строительные работы были практически завершены, завезён подвижной состав, но завершению работы помешала начавшаяся война. В 1945 году, после окончания войны, было принято решение о замене троллейбуса трамваем, а строительство трамвайной сети началось уже в 1946 году. Считается, что решение было вызвано необходимостью доставки рабочих на Коломенский паровозостроительный завод, особенно в ночные смены.
Кстати, именно в Коломне, на машиностроительном заводе Струве в конце XIX, начале XX веков выпускались одни из первых трамваев в Российской империи. Так, первый электрический трамвай Коломенского машиностроительного завода пошел по улицам Киева в 1892 году. Позднее завод строил трамваи для Одессы, Санкт-Петербурга и Москвы (в том числе, легендарный трамвай Аннушка). Так что сама судьба привела к появлению в городе трамвая.
Но уникальна трамвайная сеть Коломны тем, что одна из центральных улиц города (ул. Гражданская) фактически полностью отдана только трамваю и пешеходам.
С одной стороны этой улицы тротуар совсем узкий (два пешехода с трудом разойдутся на нем), и в результате трамвай проплывает буквально в полуметре от окон дома. Честно говоря, не знаю, как живется людям в этих домах...
Трамвайная сеть сегодня достаточно разветвленная: в городе работают десять трамвайных маршрутов, которые связывают центр, историческую часть города, промышленные зоны и новые жилые микрорайоны города, а протяжённость трамвайных линий превышает 40 км. Стоимость проезда, правда, высокая даже по меркам жителей столицы - 43 рубля наличными или 30 рублей по карте «Стрелка».
И если подвижной состав сейчас составляют современные вагоны, то трамвайные остановки - это, по большей части, просто бетонные платформы с расписанием маршрутов.
В конце своего путешествия, устав топать по улицам, я решил добраться до точки отправления на трамвае. К сожалению (или к счастью), не разобравшись в маршрутной сети местных трамваев, я сел не на тот, в результате, я объехал по кругу почти весь город, прежде чем добрался до места. И вы знаете, остался доволен, все-таки из окна трамвая город выглядит по-другому, а ты, пока едешь на нем, чувствуешь себя его жителем.
Помимо трамвая в городе разветвленная и автобусная маршрутная сесть - в городе и пригороде работает более 30 маршрутов. Буквально под стенами кремля расположилась местная автостанция (на фото выше и ниже), откуда отходят автобусы до ближайших городков и деревень. Маршруты же в Москву отходят от автовокзала "Голутвин" в современной части города, а это уже большое и современное здание "со всеми удобствами".
Автостанция.
Коломенский Кремль.
Грановитая и Маринкина (на фоне) башни Коломенского Кремля.
Но вернемся к основной достопримечательности города - Коломенскому Кремлю. Это было одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. Она была построена в 1525-1531 годах, во времена царствования Василия III. Московское царство к тому времени уже присоединило Новгородскую республику и Псков и стремилось укрепить южные границы в борьбе с татарами - Казанским и Крымским ханствами. Ну а разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гиреем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными, задуманную ещё после пожара 1483 года, опустошившего город.
От крепости фактически мало что осталось - пара кусков стен, да башни, которые порой оказываются в самых неожиданных местах.
Устояв в битвах, кремль не выдержал атак времени и мирных жителей, разобравших на строительный материал значительную часть стен и башен еще в XVIII - начале XIX века. Известно, что только указ Николая I в 1826 году прекратил такое разграбление.
Грановитая башня. Интересна тем, что представляет в плане сочетание шестигранника и квадрата: внешняя сторона башни выполнена в форме шестигранника, а внутренняя, кремлёвская часть, имеет форму параллелипипеда.
Пятницкие ворота - главные, парадные, ворота Коломенского кремля. Пятницкие ворота располагались на восточной стороне кремля, между Застеночной и Погорелой башнями, выходя на дорогу Владимир - Кашира (ныне - улица Зайцева). Это одни из четырёх ворот Коломенского кремля и единственная сохранившаяся до наших дней проездная башня.
Коломенский центр конькобежного спорта и Маринкина башня.
Это основная и самая известная башня Коломенского Кремля. Принято считать, что название Маринкина башня получила от своей великой узницы Марины Мнишек, которая, по легенде, в 1614 году находилась в заключении в этой башне и здесь же скончалась, или обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу.
Сейчас, выйдя из Кремля через эти ворота, можно попасть на небольшую улочку, где ведется бойкий торг местными бубликами, мылом и прочими сувенирными товарами, а если свернуть налево, спуститься по улице вниз и перейти через понтонный мост, то недалеко и до Бобренева монастыря.
Понтонный мост через реку Москву (закрыт для транспорта по случаю паводка).
Вид на купола Успенского Кафедрального собора.
На фото (слева направо): храм Воскресения Словущего, храм иконы Божией Матери Тихвинская, Успенский Кафедральный собор, Соборная колокольня, колокольня Ново-Голутвина.
Центром Коломенского кремля является Соборная площадь. Она возникла в XIV веке в результате постройки двух дворцов - великокняжеского и епископского, связующим звеном которых стал Успенский собор. С Пятницкими воротами площадь связывала Большая улица, проходящая южнее тогдашней Тихвинской церкви. Современные очертания площадь приобрела в конце XVIII века в результате реконструкции города по «регулярному» плану. Через площадь прошла Успенская улица (ныне - улица Лазарева). В 2007 году ансамбль Соборной площади был дополнен памятником Кириллу и Мефодию.
Храм Воскресения Словущего, здесь 18 января 1366 года в этом храме венчались князь Дмитрий Донской и княгиня Евдокия Московская...
Коломенский Арбат.
Улица Лажечникова (Коломна) - фактически центральный вход в Коломенский кремль, "местный Арбат" (так повелось, что все пешеходные улицы в нашей стране сравнивают с московским Арбатом, который стал пешеходным в 1986 году и вот уже тридцать лет считается эталоном для многих подобных улиц).
Это улица протяжённостью в 350 метров одна и самых старых в Коломне. Нынешнее название получила в 1968 году, в честь родившегося в Коломне романиста Ивана Ивановича Лажечникова (до этого - Брусенская, Почтовая и Советская). Первоначально она пролегала между Ивановскими и Косыми воротами Кремля, но в 1784 году в результате реконструкции города по «регулярному» плану, улицу спрямили, а в 2008 году сделали пешеходной.
Туристов в начале улицы встречает шлагбаум и будка городового. Видимо, предполагалось, что так она будет выглядеть как в царские времена. Только вот городового в будке не оказалось, да и шлагбаум больше подходит для какой-нибудь перехватывающей парковки возле московского метро, чем для исторической части города. Да и как видно на фото, пешеходной в полном смысле этого слова улица не является - на ней постоянно припаркованы автомобили (видимо, сотрудников местных организаций), а это ужасно портит как архитектурный облик улицы, так и фотографии. К сожалению, этот дурной пример берут и другие города нашей страны (в том числе Киров), хотя, казалось бы, закрыть полностью проезд и ставить автомобили дальше, чтобы пройтись 50-100 метров не так уж и сложно, да и здоровее бы были люди. А еще здесь нет скамеек, где можно было бы присесть, отдохнуть и спокойно рассмотреть округу. Так что, туристы здесь не задерживаются: сделал фото и пошел дальше.
Но у этой улицы есть неоспоримый плюс - она не вырвана из городской среды, не обрывается резко, толком не успевая начаться, а продолжается, разветвляясь пешеходными дорожками и переулками, пролегающими между обилием исторических памятников, монастырями, кафе и сувенирными лавками. Если свернуть налево (около Воздвиженского собора Брусенского монастыря (на фото)) то можно поближе разглядеть сохранившиеся стены и башни Кремля. Прямо вас ждет извилистый силуэт Москвы-реки, ну а направо - Успенский Кафедральный Собор.
Улицы.
Пока в некоторых городах центральную часть пытаются очистить от "деревяшек", в Коломне их сохраняют, реставрируют, ну или просто оставляют в покое (не стараются сжечь, построить на их месте новое здание). И город от этого только выигрывает - он сохранил ауру настоящей русской деревни, а туристы вовсю фотографируют старые одноэтажные домики.
Посмотрите, какая красота!
Первое, что ощущает турист, гуляя по Коломне - это тишина, а маленькие одноэтажные домики только добавляют ощущения, что попал в деревню (в хорошем смысле этого слова), когда невольно ждешь, что за очередным забором вдруг прокукарекает петух.
Вот здесь попытались вписать новое здание в историческую застройку.
Только Коломна - это совсем не деревня, а самый настоящий город с его возможностями и удобствами, куда появляется желание, если не переехать, то хотя бы приезжать время от времени.
А еще в Коломне очень много храмов. На фото вверху - церковь Михаила Архангела. Мне повезло попасть сюда в те недолгие часы, когда был открыт доступ на ее колокольню и можно было не только сделать хорошие фотографии округи, но и жахнуть в колокол (чем я не мог не воспользоваться).
Вид на колокольню церкви Иоанна Богослова.
Но помимо толп туристов, которые мелькают своей головой перед объективом, видимо, считая, что вы приехали сфотографировать именно их, а не красивую церковь на фоне, здесь лезут в кадр километры проводов. К слову, в некоторых случаях они даже добавляют колорита в окружение, но все-таки из центра их нужно убирать.
Как я уже писал в самом начале, в Коломне мне попалось совсем немного памятников, но этого вполне достаточно:
Памятник Дмитрию Донскому.
Памятник Владимиру Ильичу (не похож, честно говоря).
Город удивляет на протяжении всей прогулки по нему. Даже в самом конце, пока я остановился, чтобы свериться с навигатором, на небольшом перекрестке где вокруг только обычные с виду одно-двухэтажные здания, мне пришлось вздрогнуть от воя сирены прямо передо мной. Но никакого автомобиля со спецсигналами да улицах не было. Через несколько секунд из-за забора напротив выскочили и умчались вдаль несколько пожарных расчетов. Оказалось, что под видом обычного дома здесь прячется пожарная часть...
Вместо эпилога.
Сейчас в каждом, даже самом замшелом регионе России развивают туризм, а местные власти словно бульдоги вцепились в эту сферу, считая, что она поможет решить все экономические проблемы. Только все это "развитие" заключается в установке новых скульптур, открытии пары-тройки музеев, да разработке нового дизайна - туристического символа, вместо улучшения инфраструктуры (дорог, транспорта, парков и скверов), да сохранения существующей исторической застройки. Только не стоит забывать, что основной доход Коломне (со всей ее туристической привлекательностью) приносит вовсе не туризм, а ее развитая промышленность.