Оригинал взят у
dagliese581g в
Заметки о Черкесии №1 - черкесы и Черкесия И наконец-то мы добрались до полноценного первого выпуска про Черкесию, который пришло время привести в порядок и дополнить деталями. Итак, кто же такие черкесы и что такое Черкесия? Об этом и поговорим.
Видеоверсия выпуска по этой ссылке -
Заметки о Черкесии №1 - Черкесы и Черкесия.ЧЕРКЕСЫ
Черкесы или Адыги (самоназвание - адыгэ) в настоящее время группа народов, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы или общее название единого народа, проживающего на юге России и за рубежом, разделённого искусственным образом в советское время на адыгейцев (бывшие закубанские адыги), кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов (Лазаревский и Туапсинский районы Краснодарского края). По существу, они представляют собой коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. К близкородственным народам адыгов относятся абхазы и абазины (Карачаево-Черкесия) со своим, абхазским диалектом языка. Часто к черкесам также относят убыхов (самоназвание «пёх» или «бʼёхъ») - субэтнос адыгов, потерявший в 19-20-м веках свою культурную идентичность и разговорный язык, будучи ассимилированными турками или другими адыгами. При этом оговаривается, что убыхи были одним из адыгских племен, весьма смешанным по своему составу. Убыхи говорили на своем особенном, выделяющимся из общей массы, диалекте адыго-абхазского языка, хотя и были во многом двуязычными - среди них говорили также на абадзехском диалекте адыгского языка или на абазинском диалекте абхазского языка. Сегодня некоторые представители адыгов отмечают себя в переписи, как убыхи, но не являются носителями языка или знатоками культуры убыхов.
Начиная с античных времён, черкесы были известны под различными наименованиями, такими как керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, псессы, досхи, каски и другие. Наиболее часто их именовали зихами, меотами, керкетами и касогами, какими они и вошли в историю начиная с 6-го века до нашей эры, когда были впервые описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур. Этноним «черкесы» появился в период монгольского нашествия в 13-м веке и позже был позаимствован у татар и средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первыми придали ему распространённость. Однако, до 13-го века наименование адыгов было иным. Так, живший на Кавказе в 15-м веке генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкесами», и на их собственном наречии они называются «адыги». Название «черкесы» тогда уже использовалось тюркскими народами, а также русскими. С этого же времени для обозначения страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкесия. Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга вышеупомянутого генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г. Есть различные версии относящие названия к солярным символам Солнца, либо аналогу слова «арии» у арийских народов.
В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды. Вслед за гуннами в 4 - 9-м веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними. К 10-му веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия. В начале 40-х годов 13-го века адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой Орды. В 14-м веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным, Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса. В это время, адыги преимущественно скрываются в горах, появляются активные дорожные сообщения по вершинам гор и хребтов, использовавшиеся вплоть до 20-го века.
К 15-му веку среди адыгов выделялись следующие крупные субэтносы:
- жанеевцы, проживавшие в низовьях Кубани и в Приазовской степи до Дона, а также в Восточном Крыму и Тамани. В течение 15-18-го веков они были постепенно вытеснены сначала крымскими татарами и ногайцами из степей к северу от Кубани, после оттеснены с юга шапсугами и натухайцами, а с востока бжедугами. В итоге, после серьезной чумы в 18-м веке жанеевцы значительно сократились и были ассимилированы адыгскими соседями. Та же часть, что жила в Тамани и Восточном Крыму еще в 16-м веке была смешана с целой группой народностей, проживавших в политическом подчинении от Крымского ханства и Османской империи;
- темиргоевцы, проживавшие с конца 13-го века на обширных территориях предгорий Адыгеи и Краснодарского края, но позже вытесненные оттуда абадзехами и бжедугами в 15-18-м веках. Считались аристократическим родом среди адыгов, на их законы, социальное и политическое устройство, моду равнялись соседи, их диалект по настоящее время является литературным и государственным языком Республики Адыгея. К 17 веку в результате внутренних расколов от них откололись отдельные мелкие субэтносы, расположившиеся по соседству - хакучи, мамхеги, адамиевцы, егерухаевцы и т.д;
- бжедуги, проживавшие с 15-го века в центральной части Адыгеи и Краснодарского края, но позже оттесненные к левому берегу Кубани в районе современного водохранилища шапсугами и абадзехами к 18-му веку. Одним из ранних ответвлений бжедугов являются махошевцы, жившие на центральной Лабе. Делились на два рода - Хамышеевцев и Черченеевцев;
- натухайцы, проживавшие на юго-западе Краснодарского края, на побережье в районе Анапы и Геленджика и вглубь материка до Кубани. Они сформировались в позднее время к 18-му веку, ассимилировав местные адыгские субэтносы, в том числе хегайков и жанеевцев;
- шапсуги, крупнейший субэтнос, проживавший в 15-16-м веке в горах Черноморского побережья Туапсинского и Лазаревского районов Сочи. К 18-му веку они значительно увеличиваются и занимают обширные территории от реки Шахэ до реки Пшада по побережью (Малая Шапсугия) и территории центральной части Закубанья вплоть до реки Кубань, оттесняя к ней бжедугов, между реками Абин и Пшиш (Большая Шапсугия). Разница между шапсугами и натухайцами является условной, поскольку по сути они относятся к одному обширному этносу. К концу 18-го века абадзехи вытесняют их из бассейна реки Псекупс с востока;
- абадзехи, проживавшие с 17-го века сначала в верховьях рек Белой, Пшехи и Пшиша, а позже расселившиеся до их низовий и в долину Псекупса. Считались самыми воинственными и дикими горцами, жителями высокогорий и первыми устроили у себя демократическое устройство на основе власти общественных собраний (хасэ). Также первыми подверглись мусульманской радикальной пропаганде и стали основой для исламской реформы Мухаммада Амина;
- убыхи, про которых уже упоминали выше - особый субэтнос, по одной из версий, сохранивший язык и культуру древних адыгов. Проживали в Сочинском районе Краснодарского края от реки Шахэ до реки Мзымта и последними сдались в Кавказской войне;
- абазины, условная группа абхазоговорящих мелких обществ, проживавших в долине реки Мзымта (садзы, джигеты) и вверх через перевалы в верховьях Лабы (Карачаево-Черкесия);
- кабардинцы, проживавшие с 15-го века на обширных территориях Центрального Кавказа (Большая Кабарда) и вдоль поймы реки Терек (Малая Кабарда). Основали свое независимое государственное объединение;
- бесленеевцы, проживавшие вдоль реки Лабы и представляющие из себя осколки кабардинцев, вернувшихся в 17-18-м веках обратно из Кабарды в Западную Черкесию;
- абхазы, собственно абхазоговорящий народ проживавший и проживающий на территории современной Абхазии.
Территория заселения этих племен и представляла собой историческую область Черкесия. Кроме того, стоит отметить научную теорию, согласно которой в 9-12-м веках основное адыгское население Черноморского побережья Черкесии стало абхазоязычным, без смены состава населения, то есть приняло культуру и язык меньшинства, распространявшегося из Абхазии. В это же время христианская епархия зихов, подчинялась Абхазской епархии. Позже, с 13-го и по конец 19-го века, абхазский диалект постепенно уступал место адыгскому в обратном направлении вплоть до реки Мзымта. Более того, в среде адыгов проживали и другие этносы, вписавшиеся в структуру жизни черкесов, такие как армяне (черксогаи) и греки (урумы), культура которых во многом стала схожей с черкесской. Они выполняли торговые функции среди них. Из всех перечисленных субэтносов феодальное (княжеское) устройство власти было у темиргоевцев, бжедугов, абхазов, кабардинцев и жанеевцев. У остальных народов были либо промежуточные варианты, либо открытые демократические общества, принимавшие решения на основе воли народных собраний. Попытки аристократических родов вольных обществ взять власть в свои руки вылились в гражданскую войну народа против аристократии (буржуазную революцию) в конце 18-го века, приведшую к изгнанию или значительному сокращению прав аристократии у шапсугов, натухайцев и абадзехов.
Но вернемся в прошлое. В 14 - 15-м веках часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, после разорения Золотой Орды войсками Тимура к ним присоединилась еще одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. Миграция на восток также была связана с попытками Крымского ханства политически подчинить себе земли адыгов из-за чего последние постоянно вступали в военные конфликты с татарами. Во второй половине 15-го века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с адыгами. Важное значение имел вывоз хлеба - ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе, особенно после захвата Турцией северокавказских колоний Генуи с 1475 по 1478 годы. В это время миграция адыгов на восток еще сильнее усиливается, так как к попыткам покорения адыгов активно подключилась Османская империя. В итоге в условное подчинение попали западные адыги, кабардинцы же сумели сохранить независимость ценою 300-летней постоянной войны с крымскими татарами и турками за свою независимость. В 18-м веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, составив основу бесленеевцев - будущих черкесов Карачаево-Черкесской Республики.
ВНУТРЕННИЙ МИР
В фольклоре основное место у адыгов занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана - у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, - что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия, как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия - поющийся эпос. Традиционные сюжеты нартского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Сосруко, Батараза, Ашамеза, Бадиноко и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни - героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки, которые исполнялись народными певцами-джегуако.
Древняя религия адыгов представляет собой монотеизм со стройной системой почитания Единого бога Тха, Тхашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Данная религия является частью философско-этического учения адыгства или Хабзэ, регулирующего все аспекты жизни адыгов, и определяющего отношения человека к человеку, к окружающему миру, к богу. Тхьа (Тхьашхо) - источник мировых законов, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Тхьа не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора, он не имеет какого-либо образа, он вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру. В целом религия эта чем-то схожа с основными чертами друидизма (особенно в части проведения обрядов в священных рощах) и даосизма (в части правил поведения в жизни истинного адыга, на основании которых душа либо блаженствует, либо мучается совестью перед предками и потомками в загробном мире).
Христианские источники указывают Зихию и Абазгию (северная часть совр. Абхазии до р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа - Андрея Первозванного и Симона Кананита. С 6-го века христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи. В Черкесии образовалась многочисленная прослойка христианских священнослужителей. Первый христианский епископ (иуан) в Зихии, появляется в середине 6-го века, его резиденция находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловский, на р. Нечепсухо Черноморского побережья), где до сих пор сохранились остатки христианского храма. Земли адыгов, в духовном отношении подчинялись четырём епархиям, епископы которых назначались Византией. Эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе. Даже с исчезновением христианских попов и церквей в 15-м веке под натиском турок и татар, многие обряды прижились у адыгов и существуют по настоящее время. В 1261 году, после того как Византия разрешила селиться здесь генуэзцам, на побережье Крыма и сегодняшнего российского Чёрного моря стали возникать генуэзские колонии. В своих колониях генуэзцы строили католические храмы. Центром миссионерской деятельности католической церкви в данном регионе стал город Кафа. Миссионерская деятельность католиков ширилась, успех их проповеди закреплялся созданием церковных миссий, называемых в исторических трудах «епископскими центрами» по всему Кавказу. Однако, все это рухнуло с приходом Османской империи в регион в 1470-х годах, не оставив следов, так как проповедь на латыни была чужда народу, да и сами католические миссионеры не редко пытались действовать силой, возмущая против себя адыгов.
Процесс принятия ислама адыгами был поэтапным. Адыги никого не ставили выше себя и своих амбиций, поэтому как ни старалась Османская империя подчинить их, ей это не удавалось. Даже после тотального усиления мусульманской пропаганды с 17-го века среди адыгов, турецкий султан стал восприниматься лишь как духовный, религиозный лидер, но не как владетель земли и турецкие войска продолжали быть атакованными при любом удобном случае. Первыми ислам из всех адыгских этнографических групп приняли те, которые проживали на Черноморском и Азовском побережье - хегайки, жанеевцы, натухайцы и бжедуги. Вторым эшелоном ислам приняли адыгские субэтносы в степях и предгорьях Северного Кавказа: хатукайцы, мамхеги, махошевцы, темиргоевцы, бесленеевцы и кабардинцы. Наконец, последним эшелоном стали убыхи, шапсуги и абадзехи, которые занимали наиболее высокогорные части Северо-Западного Кавказа. Ислам в Кабарде стал идеологическим оружием антиколониальной войны с Россией. Целью шариатского движения являлось единение всех социальных слоев. Во главе этого движения стояли сами князья, которые ради объединения всех сил для борьбы с Россией пошли на самые радикальные меры, отказавшись от своих обычных привилегий, а также обещали крестьянам землю и свободу. Предвестником шариатистов можно считать Дола, князя из Малой Кабарды, который командовал вооруженными силами Шейха Мансура. Позже, с усилением присутствия России в регионе в борьбу на основе мусульманства включались и другие адыги региона.
Более того, в 40-х годах 19-го века важную роль в шариатской реформе в Черкесии, сыграл наиб Шамиля - Мухаммед-Амин. Наибольшего успеха религиозный реформатор добился в таких провинциях Черкесии, как Кабарда, Натухай, Бжедугия и Абадзехия. В целом, ислам стал идеологической базой консолидации адыгских обществ конца 18-го - первой половины 19-го века в борьбе против экспансии Российской империи. Правовые, обрядовые установления мусульманской религии отразились в культуре адыгов, в их песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания адыгского народа, его религиозной самоидентификации. И тем не менее, религия их до последнего представляла и представляет смешение (синкретизм) религиозных обрядов и обычаев адыгства, христианства и мусульманства, когда в священных рощах, например, читали молитвы имамы, рядом с висящими на деревьях крестами. Кроме того, в этом регионе Амин встретил активное сопротивление местного дворянства, боявшегося лишиться привилегий в условиях реформы по шариату и осуществлявших объединение адыгов в борьбе с Россией на основе независимости адыгского общества, правовых обычаях адыгства и адыгской аристократии. Столкновение идей в итоге привело к военному столкновению представителей различных идей в лице князей Сефер-бея Занокова (натухайцы и отчасти шапсуги), Хаджи Берзека Керантуха (убыхи) и Мухаммед Амина (абадзехи и отчасти шапсуги, позже еще темиргоевцы и бжедуги).
К 18 - 20-му векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Традиционные занятия адыгов - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19-го века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Однако, с усилением работорговли в сторону Турции с 15-го века активно возрастает набеговый способ заработка среди адыгов, особенно среди знати. В рабство продавались, как рабы, захваченные в набегах, так и свои родственники, как правило в среде бедных семей. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Культура использования природы, земли была доведена до совершенства, позволяя гармонично сочетать бережное отношение к ней вместе с развитием поселений, что так впечатляло агрономов царской России в 19-20 веках.
Интересен факт черкесского присутствия в жизни средневекового Египта, куда с 8-го века вывозились из Черкессии пленники. Так, к 13-му веку власть в Египетском султанате захватили Бурджиты - вторая мамлюкская династия султанов Египта, составлявшая военную касту черкесов и сменившая у власти Бахритов, тюркскую касту воинов. Наименование произошло от башнеобразных казарм (бурдж) каирской цитадели. Основателем династии стал Баркук, бывший пастух из Черкесии, свергнувший последнего из Бахритов и утвердившийся на султанском престоле в 1382 году. Правление Бурджитов закончилось в 1517 году после завоевания Египта османским султаном Селимом I, но черкесы и в последующие годы, вплоть до 21-го века составляли офицерскую верхушку власти в Египте и до сих пор сохраняют свою влиятельную диаспору в стране.
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА
С начала 18-го века возникают периодические конфликты адыгов с Российской империей по мере ее постепенного укрепления на реке Кубань и Черноморском побережье, особенно начиная с последнего десятилетия 18-го века. Под удар русских войск попадают в том числе некрасовские казаки. В общей сложности исторический период Кавказской войны занял 101 год (с 1763 по 1864 годы), по итогу поставив адыгские народы на грань полного исчезновения. И если активный период войны с русскими в Кабарде, пока еще одинокой в своем восстании длился с 1763-го по 1820-е годы, начавшись с постройки крепости Моздок в землях кабардинцев вопреки их воле, то активное война в западных адыгских землях началась в 1792 году с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань. После вхождения Восточной Грузии в 1801 году и Северного Азербайджана в 1803 - 1805 годы в состав Российской империи их территории оказались отделенными от России землями Чечни, Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Черкесы совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали развитию связей с Закавказьем. В связи с этим к началу 19-го века присоединение этих территорий стало для России важной военно-политической задачей. В 1817 году Россия перешла к планомерному наступлению на черкесов. Назначенный в этом году главнокомандующим Кавказским корпусом генерал А.П.Ермолов начал применять тактику окружения горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах, разоряя дотла непокорные аулы и переселяя черкесов, а также чеченцев на равнину под надзор русских гарнизонов.
Ермолов
Освободительное движение на Северном Кавказе развивалось под знаменем мюридизма, одного из течений суфийского ислама. Мюридизм предполагал полное подчинение теократическому вождю - имаму - и войну с неверными до полной победы. В конце 20-х - начале 30-х годов 19-го века в Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство - имамат. Но среди адыгских племен Западного Кавказа мюридизм не получил значительного распространения, распространившись изначально лишь в Малой Кабарде под начальством имама Мансура. В эти же годы в подчинение России попадает Абхазия и Джигетия (долина реки Мзымта). После поражения Турции в Русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. восточное побережье Черного моря от устья Кубани до бухты Святого Николая было закреплено за Россией. Необходимо отметить, что территории, населенные адыгами, не входили в состав Османской империи - Турция всего лишь отказывалась от своих претензий на эти земли и признавала их за Россией. Адыги же отказались подчиняться России, как ранее не подчинились Турции, признавая лишь ее религиозный авторитет. К этому времени попала в полное подчинение Кабарда, окончательно сломленная эпидемией чумы.
К 1839 году, в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии, адыги были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать набеги на русские поселения. В феврале - марте 1840 года многочисленные черкесские отряды штурмом овладели целым рядом русских береговых укреплений, однако вынуждены были оставить их. Основной причиной этому был голод, созданный русскими в ходе блокады побережья от турецких контрабандистов и религиозной пропаганды. В 1840 - 1850-е гг. русские войска продвигались в Закубанье на пространстве от реки Лабы до Геленджика, закрепляясь с помощью крепостей и казачьих станиц. Однако, во время Крымской войны, в середине 50-х годов, русские укрепления на побережье Черного моря были оставлены, так как считалось, что оборонять и снабжать их при условии господства на море флотов Англии и Франции невозможно. Однако, черкесы не воспользовались случаем для своего укрепления и нападения ввиду многочисленных внутренних смут и отсутствия единства.
По окончании Крымской войны русские войска одержали полную победу на Восточном Кавказе, пленили имама Шамиля и, таким образом, обезвредили его имамов, действовавших в Черкесии. Таким образом, Россия сумела перенести всю массу русских войск на Закубанский фронт и возобновила наступление на черкесские территории. К 1861 году большая часть равнинного Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России, а к 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах. Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами, то есть вела политику выжженной земли. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев.
Кубанский историк Фелицин писал: "Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию". Новый российский император Александр Второй поставил адыгов перед условием - либо переселение в пойму реки Кубань под надзор российских крепостей, либо выселение в Турцию. Стоит отметить, что изначально российская политика в регионе в 20-30-е годы 19-го века придерживалась точки зрения мирного покорения края. Предполагалось, что знакомство черкесов с благами цивилизации, а также открытая торговля с ними приведет их в покорность и желание стать частью Российской империи. Именно в этот период активно работают меновые дворы, а ряд иностранцев допускаются российским правительством к оформлению планов по обустройству торговли. Однако, постепенно, в связи с мошенническими действиями со стороны торговцев, бытовыми стычками сторон, особенно при строительстве укреплений, а также массированной антироссийской пропаганде со стороны Турции, увеличилось количество боевых столкновений сторон и в российской политике победили лоббисты военного решения вопроса, тем более, что он казался более быстрым, чем многолетнее мирное вовлечение черкесов в жизнь империи. Попытки отдельных начальников и генералов проводить идеи мирного сосуществования, особенно из среды декабристов, привели к потере ими должностей или переводе в другие регионы империи.
Все это в итоге привело к кровопролитной войне и массовой депортации адыгов в Османскую империю. По предварительным оценкам численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек из изначально проживавших 1,3 миллиона человек. В ходе хаотичного выселения десятки тысяч людей погибли в пути от болезней, от перегруза турецких плавательных средств и некачественных условий, созданных турками для приема изгнанников, не говоря уже о том, что в процессе всей столетней войны многие из них погибли от эпидемий, вызванных военными действиями. Изгнание черкесов в Турцию (мухаджирство) обернулось для них национальной трагедией, а в последствии потерей культуры и языка. В 1864 году Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов, часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи, был установил контроль над последней не присоединенной территорией Черкесии - нагорной полосой Закубанья и Северо-восточного Причерноморья (Сочинский, Туапсинский, и горные части Апшеронского, Северского и Абинского районов современного Краснодарского края). 21 мая 1864 года Кавказская война закончилась парадом русских войск на месте нынешней Красной Поляны и этот день отмечается среди адыгов всего мира, как траурный день памяти погибших в войне, а на территории адыгских республик в настоящее время установлено немало памятников этой дате.
Османский султан Абдул-Хамид II поддерживал поселение адыгов на территории его империи, что выражалось фальшивыми рассказами о многочисленных льготах для переселенцев. В итоге, они поселялись на пустынной границе Сирии и в других запустелых приграничных регионах для остановки бедуинских набегов, расселялись раздельно, для того чтобы намерено исключить появление крупных анклавов. Уже скоро черкесы были уравнены в правах с другими подданными Османской империи, что означало выплату налогов на общих основаниях и призыв в регулярную армию. В последующие годы, адыгов здесь лишили возможности обучения на своем языке и проявления собственной культуры во время турецкой революции начала 20-го века. Что касается тех адыгов, что решились переселиться к Кубани - еще долгое время они жили по сути в резервациях, получив статус народа-предателя, пока в советское время не изменилось отношение к ним во многом благодаря деятельности советского функционера адыгского происхождения Хакурате, который сумел добиться образования отдельной автономной области адыгов и получения ими возможностей обучения на родном языке и в родной культуре.
Шахан-Гирей Хакурате
В целом же, в советское время земли, населенные адыгами, были разделены на одну автономную союзную республику, две автономные области и один национальный район: Кабардинскую АССР, Адыгейскую и Черкесскую автономные области и Шапсугский национальный район, упраздненный в 1945 году. Многие их территории были административно переданы под поселение соседним этносам, а также казачьему и российскому населению. За рубежом этноним «черкес» продолжает употребляться в отношении потомков адыгских мухаджиров, а также потомков черкесских мамлюков, правивших Египтом и Сирией с 1390 по 1517 годы, проживающих в адыгской диаспоре. Самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 1,5 млн человек. Также их потомки проживают во всех странах Ближнего Востока - в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т. д. Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции и некоторых балканских странах), в Северной Америке и Австралии.
7 февраля 1992 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760−1864 гг. геноцидом и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) - жертв Русско-Кавказской войны». В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны 18−19-го столетий. Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, что было проигнорировано, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкесские делегаты обратились к Грузии, которая 20 мая 2011 года приняла резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны.
По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хакучи, часть шапсугских племен больше не существует, а на Кавказе не осталось представителей убыхов (полностью утеряли язык и культуру), натухайцев, егерукайцев и хатукайцев. Сегодня, в связи с войной в Сирии, в Кабардино-Балкарию прибывают репатрианты из этой страны из состава потомков, выселившихся в Турцию адыгов, которые стараются интегрироваться в общество при государственной поддержке.