Оригинал взят у
vladimirdar в
Богоявленский монастырь в Китай-городе или Древнейшая монашеская обитель Старой Москвы. Часть 1.
Всего 16 фото
Для меня лично Богоявленский монастырь знаковый по многим причинам. После окончания института я работал совсем рядом - на Никольской улице и Храм Богоявления постоянно был в моём поле зрения, как и мои вопросы к себе о нем и его истории. В то время храм использовался в мирских целях, узнать что-то подробное и интересное о Богоявленском храме было тогда затейливым занятием... Одно время, я даже, начинал собирать материалы о церквях центра Старой Москвы, в том числе и Богоявленском монастыре, но времена тогда были советские и «безинтернетные», мои приоритетные интересы стали больше научно-прикладными, поэтому эта тема как-то сошла тогда на второй план.
Вообще же, Китай-город "до перестроечных времен" представлял собой сонм удивительно уцелевших осколков Старой Москвы, - в каждом дворе, подворотне и бесчисленных городских закоулках города можно было обнаружить реальные дореволюционные признаки Прошлого нашей страны. Это сейчас все вокруг прилизано, отшлифовано и «отноводелено» так, что иногда кажется, что ты находишься не в центре исторической Москвы, а среди театральных декораций о прошлом нашей столицы.
История этого монастыря богата на события и чудеса. Я постараюсь, используя внешние источники, кратко остановиться на истории Богоявленского монастыря, не упустить важных дат, событий, деталей, исторических персон и попробую, по возможности, избежать религиозного оттенка своего рассказа, ведь он о Старой Москве. Рассказ пришлось разделить на две части, поскольку ЖЖ по своему обыкновению воспринял запись слишком большой. В первой части - история Богоявленского монастыря со старыми фото и картами,
во второй - фото лета 2015-го и небольшое исследование некрополей обители с доступом в подклет храма Богоявления.
Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.
Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря - вид со стороны Богоявленского переулка.
02.
О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная - 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.
Великий князь Даниил Московский
03.
Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря - «что за Торгом». Потом появилось более определенное название - «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.
04.
Источник Известно, что монастырь всегда пользовался почетом и вниманием у всех московских государей и уже в древние времена был избран местом великокняжеского богомолья. Его щедро одаривали вотчинами и пожертвованиями и великие князья, и знатные приближенные лица, что позволяло обители строиться и благоденствовать.
Первый монастырь был деревянным, как и его соборный храм Богоявления с первым, Благовещенским, приделом. Но вскоре после основания он сгорел, и в 1340 году, незадолго до кончины, сын благоверного князя Даниила Иван Калита заложил в обители белокаменный однокупольный Богоявленский собор на высоком цоколе и о четырех столпах. Интересно, что этот собор стал шестым каменным храмом Москвы, заложенным Иваном Калитой, наряду с Успенским, Архангельским и другими кремлевскими соборами. Это было и первое каменное здание Москвы вне Кремля, когда еще сами кремлевские стены были дубовыми. После смерти великого князя Богоявленский собор достраивал боярин Протасий, душеприказчик Ивана Калиты.
Первый каменный храм был квадратным в плане, одноглавым, четырехстолпным с тремя апсидами, в которых размещались алтарь, жертвенник и диаконник. Ширина храма не превышала 11,5 метров, а длина с апсидой - 17,5 метров. Каждый фасад храма делился на три части тонкими лопатками и имел позакомарное завершение. Поперек фасада храм опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Наиболее близким из сохранившихся аналогов Богоявленского храма считается Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Фундаменты древнейшего Богоявленского собора, его столпов и солеи (фундаментное основание иконостаса) сохранились под четвериком современного храма. Мы еще кое-что из них увидим.
Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.
05.
Богоявленская обитель издревле славилась своими иноками и настоятелями. Именно сюда ушел иночествовать старший брат преподобного Сергия Радонежского, Стефан, ставший потом первым известным игуменом Богоявленского монастыря. Сергий не раз навещал старшего брата в этой московской обители. Игумен Стефан стал духовником сыновей Ивана Калиты - великих князей Симеона Гордого и Ивана Красного, отца Дмитрия Донского.
Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт - будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя - это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.
Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.
Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.06.
Именно в Богоявленский монастырь Грозный приказал заточить опального и любимого народом митрополита Филиппа (Колычева), открыто осудившего царя за антинародную опричнину. Многие чудеса свидетельствовали о славе мученика. Сам Иван Грозный Богоявленский монастырь почитал. По его указу в обитель доставляли пропитание и оброк, а когда монастырь пострадал в пожаре при нашествии крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, он был заново отстроен по повелению царя. Были и другие пожертвования. Князь Иван Ромодановский, участник похода на Казань, принял здесь постриг и оставил монастырю чудотворную икону Богоматери. Борис Годунов тоже щедро одарил монастырь, тем более что его игумен Иов в 1598 году подписал грамоту об избрании Бориса на царство.
Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.
В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.
Богоявленский монастырь. Левее - колокольня Богоявленского монастыря.
07.
В стенах монастыря в 1685 году начинала свою историю Славяно-греко-латинская академия - первая высшая школа России. В конце XVII века здесь открылась школа знаменитых братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, ученых греков, прибывших по приглашению русского царя и по рекомендации Восточных патриархов. Школа расположилась в Богоявленском монастыре временно, пока для нее строили собственные каменные палаты, но учителям и ученикам было велено проживать в обители. Через два года школа была переведена в новое здание при соседнем Заиконоспасском монастыре и стала называться Спасской. Братьям Лихудам за алтарем Богоявленским собором недавно установлен памятник.
08.
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.
09.
Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери - в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления - в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом - был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, - в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.
Нижний храм Богоявленского собора в честь Казанской иконы Божией Матери . Слева и справа на внутренней стороне опорных столбов храма видны резные белокаменные плоскостные надгробные плиты.
10.
"Бунташный" XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной - хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.
11.
Петровские веяния не миновали Богоявленский храм. В начале XVIII века швейцарские мастера украсили собор изумительными алебастровыми скульптурами: на южной правой стене - «Рождество Христово», на северной - «Крещение Господне», а напротив алтаря над аркой - «Коронование Богоматери». Иногда руководителем работ называют архитектора Джованни Марио Фонтана, швейцарского уроженца, одного из первых иностранных архитекторов, приехавших в петровскую Россию. В Москве он перестраивал Лефортовский дворец для светлейшего князя Меншикова, а в Петербурге для него же - знаменитый дворец на Васильевском острове.
Любопытно, но из архивных документов известно, что в августе 1704 года с неким Андреем Васильевым в Москву прибыли «трое арапов малых ребят» - один из них по имени Абрам - и остановились временно в Богоявленском монастыре, что за Ветошным рядом. Следовательно, первым пристанищем для предка Пушкина в Москве была Богоявленская обитель. Но православное крещение Авраам примет только в Вильнюсе в следующем году и станет Абрамом Петровичем Ганнибалом, прадедом Пушкина и крестником Петра Великого.
Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
12.
В 1724 году архимандрит Богоявленского монастыря участвовал в переносе святых мощей Александра Невского из Владимира в Петербург через Москву. В 1737 году в страшный пожар монастырь серьезно пострадал. Однако архимандриту Герасиму удалось не только восстановить утраченное, но и возвести над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней, освященную в 1742 году. В 1747 году в нижнем храме был освящен северный придел - во имя святого Георгия Победоносца (устроенный с разрешения архиепископа Платона княгиней Еленой Долгорукой над могилой ее мужа, князя Юрия Долгорукого), а в 1754 году - южный во имя апостола Иакова Алфеева, потом обращенный в ризницу.
Времена Екатерины II принесли монастырю полную секуляризацию (доходы монастырей изымались государством). Монастырь жил во многом тем, что в нем обретали последний покой члены самых знатных фамилий России, которые вносили пожертвования на помин души своих родных.
С древности Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей Москвы после государевой, которая находилась в Кремле. Его некрополь стал складываться уже в первые времена после основания обители. Всего же в нижней церкви-усыпальнице было более 150 могил с прекрасными надгробными памятниками, уничтоженными в советское время. Упокоиться здесь было честью: это был один из самых аристократичных московских некрополей, сравнимый лишь с погостом Донского монастыря. Тут почивали Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны. Здесь был похоронен легендарный сподвижник Петра I князь Григорий Дмитриевич Юсупов, положивший начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимому лишь с Шереметьевским.
В Богоявленском монастыре был упокоен и сын опального Меншикова - Александр Александрович, сосланный в Березов вместе с отцом, но после его смерти получивший разрешение вернуться и проживавший в Москве с 1731 года. Тут похоронили и другого петровского сподвижника, участника Северной войны генерала-фельдмаршала князя М.М. Голицына. В нижней Казанской церкви могилы Голицыных украшали надгробия, изваянные знаменитым французским скульптором Гудоном (ныне хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева).
На первом плане - надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря. На среднем плане - Греческий Николаевский монастырь. Вид с колокольни Богоявленского монастыря. 1883 год.13.
Во время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
Никольская улица. Слева - здание надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря. XVII век. 1886 год.
14.
В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.
Часовня святого Пантелеймона (слева) и колокольня (на втором плане) Богоявленского монастыря со стороны Никольской улицы. Справа - доходный дом Богоявленского монастыря.
15.
В 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее участок своей земли на Никольской улице ближе к Владимирским воротам. Строивший часовню архитектор А. Каминский оригинально воспроизвел облик фасада старой Афонской часовни.
Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.
16.
После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.
В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше - хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.
Продолжение рассказа
во второй части.
Источники:
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал "Православие.Ru". 18.01.2008
© Vladimir d’Ar
Вторая часть