Музей Белорусского Автомобильного Завода

Aug 11, 2014 16:30

Оригинал взят у francis_maks в Музей Белорусского Автомобильного Завода

Музей Белорусского Автомобильного Завода (БелАЗ) расположен в здании заводоуправления и от посетителей «с улицы» ограждён заводской проходной. Но в День Машиностроителя двери открыты всем желающим.




Наиболее заметной частью экспозиции являются модели производимой в разное время техники. В детстве экскурсия с классом вызывала дикий восторг. А за прошедшее время моделей стало гораздо больше.

Для начала оборудование, производимое на заводе до того, как он стал автомобильным. Предприятие в Жодино проектировалось (с 1946 г.) и строилось (1948-1950 г.г.), как завод торфяного машиностроения. А с 1951 по 1958 г. функционировало, как завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». Именно к этому периоду относятся каток Д-126А, кусторез Д-147А и снегоочиститель Д-180В (трактора, на которых смонтировано оборудование, продукцией завода не являются).



Вот причина, из-за которой завод перепрофилировали второй раз - самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн. В 1958 году в Жодино из Минска было перенесено производство этой машины. Завод при этом переименовали в Белорусский автомобильный. Да и машина со временем стала именоваться БелАЗ-525. В 1960 году на БелАЗ передали так же производство схожих МАЗ-530 грузоподъёмностью 40 тонн, но их выпуск ограничился тремя десятками машин.



МАЗ-530 не прижился на конвейере по причине начала производства машин собственной разработки - БелАЗ-540 (грузоподъёмностью 27 тонн, опытный образец - 1961 год) и БелАЗ-548A (40 тонн, 1962 год). Модель последней видна на фотографии. На их основе был разработан одноосный сёдельный тягач БелАЗ-531, грузоподъёмностью 60 тонн. Модель на фотографии представлена без прицепа. Если 531-е давно исчезли с конвейера, то БелАЗ-540 и -548A эволюционировали в самосвалы серий БелАЗ-7540 и БелАЗ-7547.



Универсальный реверсивный тягач БелАЗ-550 (1962 г.). Для того, чтобы представить, что представлял собой этот полноприводный трактор достаточно взглянуть на мощность двигателя - 360 л.с. Разработанный годом ранее К-700 («Кировец») на тот момент имел двигатель в 220 л.с. В серии не строился.



Если БелАЗ-548А был классическим самосвалом, то его родной брат БелАЗ-548В - автопоездом. Такая схема позволила увеличить грузоподъёмность до 65 тонн. Аналогичная машина с токосъёмниками - дизель-торллейвоз БелАЗ-524Э792. Три таких машины были созданы в 1964-1968 г.г. К идее работы карьерной техники от контактной сети завод периодически возвращается. В 1986 году были изготовлены два дизель-троллейвоза БелАЗ-75195 (грузоподъёмность 110 тонн.). Ведутся такие работы и сейчас.



Тут в кадр попало сразу два периода в истории завода и музея. Два ближайшие модели это восьмидесятые годы. БелАЗ-7509 (75 т.) и БелАЗ-7521 (170 т.) Понятно, что масштаб моделей различен - 7509 должен быть заметно меньше. Другим качеством исполнения и окраской отличаются модели современные. Тут масштаб одинаков: БелАЗ-7555B (55 т. Первый опытный самосвал серии - 1994 г.), БелАЗ-75580 (90 т. перспективная машина, пока существующая только в единственном экземпляре), БелАЗ-75131 (130 т. 1996 г.), БелАЗ-75306 (220 т.)



Техника на шасси карьерных самосвалов. Поливооросительные машины БелАЗ-76470 и БелАЗ-7613. 32 и 112 тонн воды соответственно. Тягач-буксировщик БелАЗ-74131 (в просторечии «робот»). Последние две машины на шасси самосвалов серии 7513. Справа за табличкой спрятался трёхосный самосвал с шарнирно-сочленнённой рамой БелАЗ-75281(36 т.). Другой мелкосерийной машиной с шарнирно-сочленённой рамой является подземный самосвал серии 7580, но его производство полностью передано на Могилёвский филиал (бывший МоАЗ)



Шарнирно-сочленнённые машины в производственной гамме БелАЗа представлены в основном фронтальными погрузчиками (серия БелАЗ-7822) и бульдозерами (БелАЗ-7823). Масштаб этих моделей мельче соседних. Справа модель тягача-буксировщика БелАЗ-7447.



А так представлялась дизайнерам внешность самосвалов грузоподъёмностью 560 и 420 тонн.



Но пока единственным карьерным самосвалом с шарнирно сочленённой рамой, произведённым заводом является построенный в 1991 году БелАЗ-75501 (280 т.). БелАЗ-75600 грузоподъёмностью 320-360 тонн создавался уже с классической компоновкой. Его модель, так же, как и модель БелАЗ-75306 (220 т.) в настоящее время располагаются не в музее, а во Дворце Культуры, где доступны для всеобщего осмотра ежедневно.

Естественно, музей - это не только модели. Здесь представлены, документы, фотографии, награды, как предприятия, так его руководителей, а так же спортивных команд и сандружины.







А так же многочисленные подарки от предприятий-партнёров. Тут можно увидеть модели амкодоровских погрузчиков или деревянную модель подземного самосвала МоАЗ



Бобруйского бобра от «Белшины»



а то и модель китайского истребителя J-10





Это празднично-положительный пост о музее. О том, чего мне в музее не хватает - в другой раз.

автомобили, музеи, БелАЗ, репост, Белоруссия

Previous post Next post
Up