Музей Белорусского Автомобильного Завода (негативная версия)

Aug 11, 2014 16:29

Оригинал взят у francis_maks в Музей Белорусского Автомобильного Завода (негативная версия)

В праздничном посте про БелАЗовский музей я пообещал свою ложку дёгтя. Так что сейчас речь пойдёт о том, что мне в нём не нравиться.




Конечно, большое сожаление вызывает отсутствие в музее настоящих машин. Но тут вполне понятны объективные сложности создания такой экспозиции. Это совсем другие площади и другие порядки вложений. К тому же, начинать собирать коллекцию нужно было гораздо раньше, когда те же МАЗ-525 или хотя бы БелАЗ-540 ещё работали в хозяйствах. А так даже на памятник автомобилестроителям пришлось поставить новенькую машину с конвейера. Да, она является прямым потомком 540-го, но дизайн-то у неё девяностых годов.



Между тем, если задаться целью, то в автохозяйствах можно найти машины, больше похожие на исходную модель. Вот эта, например, стоит в Айхале.



Более того, на самом заводе имеется тягач-эвакуатор на базе БелАЗ-7540, из которого можно сделать машину вполне убедительно изображающую первую разработку заводских конструкторов. Так же на заводе имеется уникальный кран на тех же агрегатах и вполне настоящий одноосный тягач БелАЗ-531. Все машины не просто работоспособны, а используются по прямому назначению. Благо агрегаты продолжают оставаться в производстве, если не в первозданном виде, то в состоянии, обеспечивающем установку взамен.





И вот тут мы подходим к главному, на мой взгляд, недостатку музея. Он предназначен для демонстрации успехов завода. Он рассказывает историю этих успехов. Задача же сохранения этой истории перед ним не стоит. Поэтому, когда указанные машины сломаются окончательно, их, скорее всего, просто порежут на металлолом. Как несколько лет назад отправили в металлолом кучу различных агрегатов, ранее хранившихся в закромах экспериментального цеха. Цеху нужно было место, чтобы заполнить его новыми опытными образцами. И это нормально. Цех не музей, чтобы хранить что-то вечно. Но и музею они оказались не нужны. Я, конечно, не говорю о том, что обязательно нужно было сохранить раму от второго несобранного образца БелАЗ-75501. Но узлы поменьше, вроде коробок передач, вполне можно было бы зачислить в экспонаты.

Ладно, оставим "железо" в стороне. Самой сильной стороной музея является экспозиция моделей. Казалось бы, тут всё прекрасно. Но взглянём на старые фотографии. На переднем плане мы видим модель самосвала БелАЗ-549 (грузоподъёмность 75 тонн)



А здесь автопоезд БелАЗ-54913 (120 т., 1974 г.).



В современной экспозиции моделей не наблюдается. Вообще весь период семидесятых годов, всё второе поколение БелАЗов куда-то выпало. Причём, как явствует из фотографий, модели-то были. И где они?



А попробуйте опознать макеты на заднем плане фотографий. Эти "неведомые зверушки" демонстрируют, каким мог стать дизайн БелАЗов семидесятых. Но не стал. И тут я вижу вторую проблему музея. Он демонстрирует, чего удалось достигнуть, но не показывает как. Как возникла та или иная машина, какие трансформации она претерпела и какие имела альтернативы. В музее на три десятка макетов приходиться только две экспериментальных модели и два нереализованных проекта.



Музей прекрасно справляется с функциями приёма делегаций, школьных экскурсий и неофитов. Но до серьёзной экспозиции, объясняющей эволюцию производимой техники не дотягивает.

автомобили, музеи, БелАЗ, репост, Белоруссия

Previous post Next post
Up