Об искусстве написания сложных писем и о городе Якутске в 1932 году

Apr 24, 2012 02:27




Аэропортом Якутска до 1933 года служила река Лена. Летом самолеты садились на воду. зимой на лед, в межсезонье сообщение прерывалось. На таком самолете дед прилетел в Якутск в конце августа 1932ого года строить аэродром.
фото (с) http://yakutsk-photo.ru

Среди писем "с войны" попались совсем старые, рассыпающиеся на части, исписанные почти выцветшим карандашом тетрадные листки. Это оказалось легендарное письмо деда из Якутска, про которое мне в детстве рассказывала бабушка, но в существование которого я долго отказывался верить.

Итак задача в стиле лайфхэк - вы 25 летний перспективный специалист, из очень благополучной и интеллигентной Киевской семьи. Вас послали в годичную командировку: Казань, Иркутск, Якутск. В Иркутске, где вы были 3 месяца, вы вдруг женитесь на бухгалтерше местного кооператива, родом из глухой деревни. Вам надо сообщить об этом маме, учившейся до революции в институте благородных девиц, и успевшей за свою жизнь выстроить отца и старшего брата.


Итак сначала действующие персонажи -



Дед, Яворский Сергей Сергеевич, 1932 год, Якутск



Бабушка, Яворская (Куклина) Екатерина Васильевна, Якутск, 1932 год



Дедушка на руках у своей мамы, Натальи Федоровны, в девичестве Лучинцевой, 1907 год, Киев



Дедушка со старшим братом Юрой, 1908 год, дача рядом с Каневым.

Теперь само письмо :

Якутск, 15 октября 1932 года.

Дорогие мои!

Милый мамусик! Заждалась бедная, видно вестей от меня. Да и я тоже волнуюсь. Ведь со дня моего вылета из Иркутска я не получал ни одной от Вас весточки. Юрке я писал дважды, не знаю он пересылал тебе мои письма? Вот сейчас вылетает последний самолет из  Якутска. На два месяца десять дней прерывается нормальная связь с миром. Все письма можно правда будет отправлять через Незаметный на лошадях и оленях, но это почти гиблое дело. Телеграф - единственное средство связи. Телеграммы отправляйте срочные по адресу: Якутск, Авиация, Яворскому.

Ну, с чего же начать? Да и начинать то боязно!

Я женился.

Вышло это дело так. По приезде в Иркутск познакомился я с "гражданкой" 21 года, небольшой, светлой шатенкой, цвета каштана осеннего с золотом, кругленькой, вернее пухлой, с ярким румянцем, с хорошей фигурой и прочими доблестями. Мамочка, не скорби, я тебя не забуду! Мечта одна - отсюда уехать и прожить вместе в Киеве всю жизнь с тобой, Юркой и твоей новой дочкой.

Пробыл я в Иркутске и тут вдруг Якутск. Думал я думал, хотел совсем сбежать в Киев. Нажали на меня и послали. За день до отъезда пошел и женился. Оставлять всех где то было очень трудно и тяжело. А теперь вот есть около меня хоть один близкий человек, который меня любит, обо мне заботится. Приходишь домой уставший, придешь все таки "домой". Единственное утешение в этой дыре.

Я полетел самолетом, а Катя поехала "водой". Ехала она 25 дней. Приехала усталая, но счастливая. И я счастлив. Живем мы мирно и тихо (и не удивительно, подумаешь - долго живете!). Волнуется обо мне, когда я опаздываю к обеду, выбегает на улицу встречать.

Мечтаем об отъезде отсюда.

Тебя почему-то боится. не знаю, внушил ли я ей особенное к тебе почтениеили просто попугал тем, что ты у нас строгая. Хотели тебе послать фотокарточку, но еще не готова.

Ну теперь о жизни. После долгих скитаний нашел я комнату в маленьком домике на краю города, у одного бывшего ссыльного поселенца. Во дворе ходят утки, куры, коровы. С одной стороны улица (окна наши выходят на улицу две штуки, а две во двор), с другой стороны дома - двор, забор и начинается поле. недалеко курган, за ним леса и вдалеке километров 8-10 горы. Снимок домика пришлю. Тут уже зима, до 12 градусов мороз, но тепло.

День провожу так - в 7 часов по местному времени встаю. Завтракаю то что остается от обеда, в 8 часов подают лошадь. Мотаюсь по каким-то учреждениям. В 3 часа приезжаю обедаю. Час сплю. Занимаюсь до часов 9-10. Тут все спать ложатся в 9-10 часов. Город с этого времени совсем вымирает.

Катя готовит дома. Сейчас она не работает. Правда предложения на работу есть, но мы сейчас ушли от столовых. Будет наверное работать, а то можно будет тут сойти с ума. Знал бы, что тут такая дыра, не поехал бы совсем. Одно сейчас утешение - это работа, работа и Катя.

Да, кстати, о ней еще. Сама она - дочь крестьянина из Нижне-Илимска (см по карте река Лена, город Усть-Кут на ней, оттуда 100 верст по притоку Лены и в тайге заштатный городок Нижне-Илимск). Отец-мать - бывшие "кулаки", были сосланы, теперь вернулись домой, на свое пепелище.

Окончила школу, поехала к сестре в Иркутск. Работала на фабрике в Иркутске. Поступила на курсы счетных работников. Бросила фабрику и сделалась счетоводом. Последнее время работала счетоводом "Стройобъединения". Познакомилась со мной итд.

Не знаю как будет дальше, но цены на продукты сейчас страшно взвинтились. Правда мы едим исключительно свой хлеб, так как тут до сего времени давали белую муку. Мяса много и последнее покупали по 5 руб 65 коп килограмм, но цены на все остальное такие: масло 15 рублей фунт, картофель 15 рублей пуд, молоко 6 руб четверть. Очень дороги овощи: лук, капуста, морковь. Туго с промтоварами. В этом году в Якутию завезли только 40% всех промтоваров. Не знаю, что будет делать когда порвется белье. А оно уже ползет.

Работы мои находятся в 6 километрах от города но это ничего. Моя "шеф" лошадь - серенькая кобыленка-якутка, "Мурзилка", как ее называет кучер-переводчик, быстро покрывает это расстояние. Рабочих сейчас мало. Идет набор. Все строительство в организационном периоде. Все тонко, все рвется, но строить все таки уже начали.

Когда установится окончательно санный путь, когда замерзнут реки, выезжаю по линии в Незаметный.

Очень плохо, что не знаю языка, приходится общаться через переводчика.

Интересный край, но дикий. Правда культура сюда пришла уже довольно давно, что свидетельствуют памятники. Около нас стоит башня, так называемый "Кольцовский острог", рубленная из лиственницы, побуревшая от веков, свидетельница походов Ермака Тимофеевича.  Остальная часть острога уничтожена, угловая башня с массивными дверями осталась . В городе очень интересный музей. По главной улице города, где Совнарком Якутии ходят свиньи и коровы. Красота столица!

.... Далее совсем истерлось, письмо потихоньку переходит на вопросы о здоровьи Киевских родственников и знакомых....

Целую крепко, любящий тебя Зезя



Строители Якутского аэропорта. Зима 32ого-33его года. Дед крайний слева в нижнем ряду. 
Примечания:
(1) Прииск Незаметный - это теперь город Алдан. Судя по тексту в 1932ом там уже был аэропорт. Авиалиния на Якутск называлась Алданской. Дед был замом начальника строительства ее северного участка (включавшего Якутский аэропорт и какую то запасную полосу)

(2) Дед немного смягчил - не из Нижне-Илимска а из деревни за 10 верст от него, и родители бабушки в тот момент были в ссылке в поселке Мама вместе с ее младшим братом. Отец ее так из ссылки и не вернулся, его расстреляли в 1937 году.

(3) Ну про Ермака Тимофеевича дед погорячился конечно. Хотя вроде в музей ходил.

Ну а история закончилась так - дед достроил Якутский аэродром и вернулся на ридну Украину, как раз к Голодомору. Наталья Федоровна так и не отошла от шока этого письма (кстати "биография" бабушки в письме местами подчеркнута красным карандашом - не прабабушка ли?). Она велела построить перегородку в комнате в коммуналке где они жили и до конца своей жизни очень редко пересекала ее пределы. Мама вспоминает их быт с прабабушкой так - по утрам бабушка Катя сначала варила кофе Наталье Федоровне, потом помогала ей привести себя в порядок (у ней были изрядно выцвевшие но зато дореволюционные платья). Потом приводила в порядок маму и ее сестру, заплетала им банты, надевала белые платья и стучала в перегородку. Наталья Федоровна говорила "Войдите, дети". Мама и тетя осторожно входили, делали реверанс и говорили "Здравствуйте, бабушка!". Наталья Федоровна говорила "Здравствуйте, дети!", и целовала каждую из них. Иногда она задавала какой то вопрос, но обычно это было сигналом к тому что аудиенция окончена. Весь остаток дня Наталья Федоровна читала французские романы, вернее перечитывала их, потому что новых тогда уже не печатали. Бабушке она никогда не говорила ни слова.

Когда деда арестовали в 1937ом, Наталья Федоровна уже ослепла и ее разбил паралич. Бабушка бегала к тюрьме и стояла там бесплодно пытаясь узнать какие то новости о нем, а потом бежала ухаживать за натальей Федоровной. Потом деда выпустили, ему повезло, он попал в эти 2-3% которых взяли в самом конце Большого террора и выпустили. Вообще он был везунчик - в 1937ом побывал в аду, вернулся, два сломанных ребра, в 1941ом побывал в аду, вернулся, три сломанных ребра и легкое ранение. Наталья Федоровна умерла в 1938 году, перед смертью она призналась бабушке что была несправедлива с ней и подарила ей свое ожерелье. Ожерелье бабушка продала на рынке в Самарканде в 1942 году, чтобы кормить детей в эвакуации.

Дед и бабушка прожили всю жизнь. Дед умер в 1987ом, бабушка пережила его на 10 лет.

Вот и все... извиняюсь кого утомил этим, можно наверно под замок записи вешать, я делаю в основном для себя, сохраняю память, пока можно у мамы расспросить о всех историях, пока письма не истлели.

Кто дочитал до этого места тому немного фотографий старых с сайтов 
http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/exhibition_on_museum/arhiv_vystavok/yakutiya_na_nevskih_beregah/tradicionnaya_kultura_yakutov/
http://www.yakutsk-photo.ru
http://www.aldanweb.ru/photo/u_istokov_zolotogo_aldana/



Установка "морд". Якутия. 1932 год
Бабушка моя умела ставить морды...ставила их в детстве на Илиме.



Плетение "морд". Якутия. 1932 год
А мама ее моя прабабушка плела "морды"



Сдача бивня. Северня Якутия 1932г.



Заготовка пушнины. Якутия. 1932 год



Город Якутск 1910ые годы



Якутск. Улица Красной молодежи, бывшая Клубная, около 1930ого



Якутск. Набережная. Конец 20ых начало 30ых.



Мощение улиц Якутска деревянными чурками, начало 30ых. До этого улицы не мостили.



Первомай в Якутске. 1936 год.



Прииск Незаметный. 1932 год



Прииск незаметный. Старатели-китайцы. 1928 год



Прииск Незаметный. Транспортная колонна. 1932 год



Прииск Незаметный. Скупка золота у старателей. Середина 1920ых.

старые фото, семейное, якутск. сибирь

Previous post Next post
Up