ЗОЛОТАЯ ЧЕРЕПАХА - 2009:
мои предпочтения (пост третий)
"Фонарики" (с) Иосиф Кауров. Продолжаем смотреть альбом ЗЧ-2009 (даю фотографии, которые нашел в Интернете)
7. МАГИЯ РАСТЕНИЙ.
7.1. Эта номинация - одна из самых любимых мною в «фотографии живой природы», и сама по себе, и потому что съёмка бореальных лесов для меня является приоритетной тематической съёмкой, а деревья - это тоже растения. Поэтому остановлюсь на ней более подробно. Практически все годы эта номинация в ЗЧ сводится большей частью к «открыточной» (портретной) съёмке» цветов и (правда в этом году меньше) макро-абстракций с капельками росы и даже отражениями в них цветков через зеркала. Сложных композиций, выхваченных глазом (и потом уже объективом) из казалось бы хаотической структуры леса, луга, тундры, болота и т.д. нет или очень мало (можно перечислить на пальцах одной руки в 2007-2008 гг - кадры Сергея Белых-1, Олега Першина - 1, Владимира Нейморовеца-1 (ну это уже микромир).). А именно эти кадры, само такое направление в фотографировании ЖИВОГО МИРА РАСТЕНИЙ является наиболее сложным с точки зрения поиска картинки, охоты за светом, экспериментов с глубиной резкости и т.д.
7.2. Здесь я позволю себе небольшое отступление-комментарий в отношении работы жюри вообще. В конкурсах одной и той же направленности всегда есть сходные номинации со сходными названиями («Гармония» - «Животные в ландшафте», - «Животные в среде обитания»; «Мир растений», «Магия растений» и т.д.), но это не значит, что они абсолютно одинаковы по тому, что хотят видеть авторы идеи конкурса. Всегда есть разные «поджанры» (часто трудно сравнимые), разные подходы и направления в понимании номинации, а смысл любого разделения конкурса на номинации тот же, что и в спотре., - чтобы сравнивать сравнимое (по условиям работы и вложенным усилиям), чтобы был некий элемент «обязательности» в поле свободного творчества. Это как обязательный танец в фигурном катании, но только вложенный в произвольную программу. Эта «обязательность» расписывается, - в виде приоритетов, предпочтений, пожеланий, - в главе «Номинации» в любом конкурсе. И не только участникам конкурса стоит хотя бы иногда читать, в чём суть номинации для данного конкурса, но и членам жюри тоже. Они должны руководствоваться не только своим пониманием жанра «вообще», но и тем конкретным смыслом, который вложен в конкретную номинацию в конкретном конкурсе. Иначе будет «кто в лес, кто по дрова» и, как результат, многократно слышанные заключения, что всё равно конкурс это лотерея. Не «всё равно» и не всегда. Хороший конкурс при нормальном жюри (с Председателем) не должен быть лотереей, особенно на уровне предотбора, где должны быть четкие объективные критерии и где любой эксперт обязан понимать (и уметь объяснить) чем он руководствуется при оценке кадров данной номинации, а не просто «нравится - не нравится» вообще говоря. Не у тёщи же на блинах в конце концов, а на серьёзной дегустаторской процедуре. И от результатов дегустации зависит, выдерживаются ли госты («планка») и какой будет формироваться вкус. В реальных конкурсах субъективизм проявляет себя сильнее всего только на последней финальной стадии, где членами жюри оцениваются уже только самые сильные лучшие работы, и сравнение в основном идет на предмет их оригинальности и художественности, где конечно мнения могут сильно отличаться.
7.3. Так что же мы читаем в номинации «Магия растений»? Читаем.
«Номинация предполагает отражение красоты в мире растений в их диком окружении и разнообразии. Акцент не на «открыточной» макросъемке цветов, а на более сложной продуманной композиции (красивой, но и осмысленной в плане бытия природы) подмеченной в диком мире растений…».
К сожалению ни участники конкурса, ни члены жюри (может быть и организаторы) не читают или скорее не задумываются над смыслов слов. Говорю об этом столь уверенно, потому что сам расписывал эту номинацию (как и многие другие) и понимаю, что означают написанные слова. Лишь слова о «необычном ракурсе» добавлены не мной и мне как раз такой необычный ракурс не нравится, ибо обычно он сводится к вычурности, гламурности и надуманной «приколистости», которые плохо сочетаются с естественным восприятием природы в её красоте и осмысленности.
7.4. Отступление закончилось. Возвращаюсь к картинкам представленным в номинации в ЗЧ-2009. При всём моем уважении к работам Андриана Колотилина («Первоцвет на песчаной дюне» в этом году и «Благородная в снегу» - печеночница- ЗЧ-2008, - в техническом плане его работы всегда на высоком уровне) и работе Игоря Шпиленка («Замерзший тюльпан»), которые очень похожи по стилю, - это как раз «открыточная фотография» или очень близко к ней, как и «Тонкие линии» и тем более «Купель» и многие подобные ей работы этой номинации в прежние годы. Такая фотография, как правило, излишне стилизована (и в этом смысле «гламурна») и оторвана от ощущения реальной жизни растений и какого-либо «дикого окружения». Она лишена той энергии, которая бьёт ключом, скажем, из того же уже неоднократно мною упоминавшегося кадра дерущихся жуков-оленей. Это всегда как бы плоские картинки с полной или частичной «обтравкой» объекта и по технике и менталитету съёмки, - аналог студийной съёмки цветов с фонами. Это развитое коммерческое направление, и с такой съёмкой связано немало Интернет-агенств, продающих «открытки цветов» в частные коллекции (особенно требуются орхидеи, примулы, рододендроны, фиалки и т.д.). Это могут быть (и как правило есть) высоко техничные профи-работы, красивые постановочные абстракции и полу-абстракции (иногда с использованием фильтров и прочим «растворением воздухов»), но от них не веет свежим ветерком весны или медовым ароматом середины лета, и они лишены реального ощущения композиционной сложности мира растений. Возможно эти мои оценки и мнения кого-то и раздражают, но также надеюсь, что быть может кто-то из начинающих фотографов к ним прислушается и откроет для себя «другой» мир диких растений, который пока почти не представлен в ЗЧ и вообще слабо представлен в нашей фотографии природы.
"Благородная на снегу" (с) Андриан Колотилин (победитель номинации в 2008)
7.5. В этой номинации 2009 г. мне ближе всего «Цветы бутылочного дерева» (автор - Владимир Мельник), хотя это не совсем то, о чём идет речь в смысле «диких композиций» на уровне средних планов. Это уже почти ландшафтная фотография с красивым объект-растением на переднем плане и мне кажется, что не совсем удачно выбрано положение в кадре границы неба и земли.
"Цветы бутылочного дерева" (с) Владимир Мельник.
В макро-жанре - мне более всего нравятся «Фонарики» Иосифа Каурова (спец. отметка жюри; см. в начале поста). Последний кадр даёт\сохраняет зрителю ощущение естественной ситуации во всей её теплоте и объёмности (выстроены два ряда миксо- на разной глубине резкости) и с мягкой светящестью их шариков-плодовых тел. И здесь мы действительно имеем оригинальность сюжета (а не ракурса!), - миксомицеты не так часто снимают, как броские красивые цветы. И это действительно «особый мир растений». В то же время композиции подводных трав («Небоскрёбы» и «Магический лес») Андрея Нарчука , вошедшие вероятно в состав портфолио как основы для выбора «Фотографа года», не произвели на меня магического впечатления (в отличие от многих его замечательных кадров из подводной жизни морей). Ну чего нет, того нет и что же здесь поделаешь. Во-первых, мне не нравятся «оригинальные ракурсы» (они искусственны), и в то же время сами средние планы (сцены подводных трав) совсем не оригинальны (как сюжеты) и как раз обычны, особенно в плане направления съемки «снизу вверх» - на солнце. А проблемно или нет найти обитаемый пресный водоем с чистой водой (опять дано такое странное замечание), не имеет никакого отношения к конкурсу фотографии.
8. НОМИНАЦИИ «ИСКУССТВО ПРИРОДЫ» И «ПЕЙЗАЖ:ПРЕСНАЯ ВОДА».
"Камышовые письмена" (с) Владимир Мельник
8.1. Номинацию «Искусство природы» подробно рассматривать не буду, поскольку она «резиновая» и перекрывает все остальные номинации, - там и то что понимается под Shape and Form (а это уже «резиновое») и плюс совсем уже Abstracts и тут же фотографии из Микромира (насекомые), и тут же Пейзажи (которые оказались без пресной воды) и то что называется в BBC-конкурсе Creative Vision of Nature ( и именно в отношении животных и растений). В общем все перемешано и сравнивать все это друг с другом невозможно. Могу отметить сами по себе обе работы из последнего «поджанра» (Creative Vision) - Владимира Чистякова («Иероглиф» - композиция с ногами и шеями фламинго) и «Гимн солнцу» Владимира Медведева из Приморья (контур птицы конюги в контражюре). Обе работы мне нравятся и обе - спец. спец. отметка жюри. Из пейзажей нравится сразу же несколько работ - прежде всего «Нежные краски осени» Михаила Вершинина (красноярская тайга в утренних лучах солнца, телевиком), «Летающие тарелки» Василия Баранюка (остров Врангеля) (обе даны почему-то «Искусстве природы»), и «Здравствуй новый день» Юрия Сорокина (классический пейзаж Липецкой области по реке Воронеж). Все это художественная ландшафтная фотография, поскольку дают не только настроение, но и чёткий образ ландшафта конкретной точки земной поверхности, см. о пейзажной и ландшафтной фотографии на сайте
Geophoto В номинации «Пейзаж:пресная вода» по существу есть только одна фотография, где пресная вода суть составляющая картинки («Розовый водопад» - опять же Юрий Сорокин); в работе Алексея Самойленко («Ведьмин круг») есть интригующая вода, но больше проблем с красивым ландшафтом (дан средний план). «Камышовые письмена» (Владимир Мельник) - очень графично; «Жемчуг» (Александр Семенов, победитель, абстракт с краевыми щупальцами медузы) - почти новогодняя открытка; «Метель» («акварелька» Андриана Колотилина) - лирично. В общем в этой номинации все работы грамотные и поскольку они все очень разные по жанру и подходам к съёмке сравнивать их друг с другом очень трудно.
Всё. На этом заканчиваю обзор.
"Гимн солнцу" (с) Владимир Медведев (Приморье