Hermann Hesse - The Glass Bead Game (Игра в бисер). Роман был уже закончен к 1942 году. То есть аллегория "фельетонных эпох", которая излагается в пространном Вступлении к главам романа, оформилась у Гессе ещё задолго до инфицирования лимбической системы мозга в плане поддержания позитивных, то есть "жизнеутверждающих" начал коллективной психологии ("чем живём и дышим" - через что радуемся и радуемся жизни) и выросшей из неё в конце концов ментальной культуры тип-токов всех разновидностей. По существу в аллегории "фельетонных эпох" Гессе поставил диагноз психологии масс будущих поколений, а сменившая у него "фельетоны" культура "эпохи Игры" - это утопия. Вполне материальные последствия того ментального инфицирования уже трудно отрицать в наше время (к капле растворчика приложили кусочек лакмусовой бумажки), когда наблюдаешь полное отсутствие самодисциплины (духа) и хотя бы какого-то элементарного стремления к самоограничению (уравновешивающие целое "негативные начала" той же психологии) в тот самый момент, когда они, казалось бы, только и спасительны.
.
... мы не в состоянии дать .... определение изделий, по которым мы называем эту эпоху.... Похоже, что они [«фельетоны»] ... производились миллионами штук, составляли главную пищу .... читателей, сообщали или, вернее, «болтали» о тысячах разных предметов ....
Поставщики этой чепухи частью принадлежали к редакциям газет, частью были «свободными» литераторами, порой даже слыли писателями, но очень многие из них принадлежали, кажется, и к ученому сословию, были даже известными преподавателями высшей школы.
Излюбленным содержанием таких сочинений были (истории) из жизни знаменитых мужчин и женщин .... , (типа) «Фридрих Ницше и дамская мода шестидесятых ....», или «Любимые блюда композитора Россини», или «Роль болонки в жизни великих куртизанок»...
... мы поражаемся не столько тому, что находились люди, ежедневно (это) проглатывавшие, сколько тому, что авторы с именем, положением и хорошим образованием помогали «обслуживать» этот гигантский спрос на ничтожную занимательность - «обслуживать», пользуясь характерным словцом той поры, обозначавшим ... и тогдашнее отношение человека к машине.
... особенно популярны бывали опросы известных людей по актуальным проблемам, .....при которых, например, маститых химиков или виртуозов фортепианной игры заставляли высказываться о политике; любимых актеров, танцовщиков, гимнастов, летчиков или даже поэтов - о .... предполагаемых причинах финансовых кризисов ..... Важно было только связать известное имя с актуальной в данный миг темой....
... широкие массы, видимо очень любившие чтение, принимали все эти странные вещи ... с доверчивой серьезностью. Меняла ли знаменитая картина владельца, продавалась ли с молотка ценная рукопись, сгорал ли старинный замок, оказывался ли отпрыск древнего рода замешанным в каком-нибудь скандале - из тысяч фельетонов читатели узнавали не только об этих фактах, но в тот же или на следующий день получали и уйму исторического, психологического, анекдотического, эротического .... по данному поводу; над любым происшествием разливалось море писанины, и доставка, сортировка и изложение всех этих сведений непременно носили печать наспех .... изготовленного товара широкого потребления.
В ходу были и доклады, и об этой чуть более благородной разновидности фельетона мы тоже должны вкратце сказать. Помимо статей, и специалисты, и бандиты духовного поприща предлагали обывателям того времени, еще очень цеплявшимся за лишенное своего прежнего смысла понятие «образование», еще и множество докладов, причем ... в порядке бешеной конкуренции и в неимоверном количестве.
.... доклады, во время которых слушатель играл чисто пассивную роль и которые предполагали какое-то отношение слушателя к их содержанию, какую-то подготовку, какие-то элементарные знания, какую-то восприимчивость, хотя в большинстве случаев их не было и в помине.
... Люди слушали доклады о писателях, чьих произведений они никогда не читали и не собирались читать, смотрели картинки, попутно показываемые с помощью проекционного фонаря, и, так же как при чтении газетного фельетона, пробирались через море отдельных сведений, лишенных смысла в своей отрывочности и разрозненности. (...)
Среди людей добрых царил молчаливый и мрачный, среди дурных - язвительный пессимизм, и должна была сперва произойти ликвидация отжившего, какая-то перестройка мира и морали политикой и войной, прежде чем и культура стала способна действительно посмотреть на себя со стороны и занять новое место. (...)
Теперь мы подошли к источникам, из которых возникло наше сегодняшнее понимание культуры... [культуры "игры в бисер"]. (...) Мир изменился. Духовную жизнь фельетонной эпохи можно сравнить с выродившимся растением, которое без пользы уходит в рост, а последующие (её) поправки - со срезанием этого растения до самых корней.
Молодые люди, желавшие ... посвятить себя умственным занятиям .... учиться ... должны были теперь так же упорно и даже еще упорнее и методичнее, чем некогда инженеры в политехнических институтах. Они должны были ... полностью отказываться от всех благ, домогаться которых прежние поколения ученых считали нужным: от быстрых и легких заработков, от славы и публичных почестей, ... от браков с дочерьми банкиров и фабрикантов, от житейской избалованности и роскоши.
Писатели с большими тиражами, Нобелевскими премиями и красивыми дачами, великие медики с орденами ...., университетские деятели с богатыми супругами и блестящими салонами; химики .... в наблюдательных советах промышленных акционерных обществ, .... - все эти фигуры исчезли и поныне не возвращались. ... низко павшие духовные поприща обанкротились в глазах мира и вновь обрели взамен покаянно-фанатическую преданность духу.