Проблематика поведения. Обучаемость, Эмоции, Внимание. Категоризация. Ликбез от Эвы Яблонки (пост 2)

Nov 30, 2019 21:14


Продолжение предыдущего поста о книге Avital, Jablonka "Animal traditions" - 2000, где шла речь о трех факторах в формировании адаптивного поведения Ж в природе (врожденное, индивидуальное обучение, социальное обучение) и об особой роли social learning у птиц и млекопитающих (нейросложных организмов). Простые примеры - поведение паука, ежа, кеклика.

Здесь речь пойдет о более сложных вещах: роли  эмоциональных состояний и способностью к обучению  (регулирущая роль эмоций в социальном обучении); обучение как преодоление стресса из-за проблематичности (непрогнозируемости) поведения среды. Важнейшая роль внимания в обучении, нейрология внимания (особые системы нейронов и переключения их активности). "Образ мира" Ж (основа адекватного поведения Ж в дикой природе)  как результат категоризации потока информации (важнейшее свойство нейросложности).



Физиологи давно отметили адаптивную корреляцию между эмоциональными состояниями и способностью к обучению, как у животных, так и у человека.

Яблонка далее упоминает, что в каком-то плане мы можем говорить о таком врожденном свойство ЦНС как «желании обучаться». Исследовать и «контролировать», или «прогнозировать) поведение среды в разнообразии ситуаций. Это было показано во многих экспериментах даже с грызунами: слегка голодная крыса предпочитает получать вознаграждение за решение задачи (затратное по кол-ву движения), а не «на халяву». -  Результаты этих экспериментов трудно толковать иначе, как желание особью  «контролировать ситуацию» (подтверждать прогноз результатов своего поведения в такой вот ситуации - таком-то «поведения среды»), даже если на это расходуется дополнительная энергия (т.е. энергетически «не выгодно» - все эти costs, expenses и т.д.. которыми оперирует схематология пов. экологии, выросшей из Социобиологии). В типовых экспериментах белоногие хомячки (Peromyscus), которые не любят яркий свет, легко обучаются выключать его после включения экспериментатором. - Но если свет выключается сам (автоматически - после его включения), Ж начинает включать его «насильно», чтобы затем выключить самому. Желание контролировать ситуацию мотивационно (как состояние ЦНС) пересиливает нежелание ощущения действия некомфортного стимула.

Небольшой экскурс в нейрофизиологию.

  1. Различные системы нейронов (функциональные части мозга) развиваются по-разному в зависимости от интенсивности стимулов той или иной модальности. - У глухонемых с рождения активнее развиваются зрительные отделы мозга. \\  Обучение приводит к общим и локальным изменениям в состоянии мозга (систем нейронов) - показано на котятах, крысятах, певчих птицах. Эти изменения могут наследоваться эпигенетически.
  2. Отдельный самостоятельный вопрос - роль эмоций. - Обучение (нейро-процессы, обеспечивающие накопление информации = состояние «память», и восприятие информации через её презентацию (=видимое поведение) другой особью в конкретной ситуации  - тесно связано с теми физиологическими состояниями\процессами, которые мы именуем эмоциями. - Важнейшее из этих состояний то, что обобщенно называется стрессом. - У этого состояния много ипостасей  и причинных составляющих. Эти состояния отличаются у разных особей в типовых ситуациях (а эти отличия конечно же  эпигенетические у нейросложных организмов - литература огромна; см Кэрри 2011 - Эпигенетика).

Роль стресса (состояние фрустрации). Одно из важных для адекватного поведения (исполнения "тактик выживания") состояний психики, проявляющих себя в синдроме эмоциональных состояний. Обстоятельства возникновения состояния стресса отличаются у особей разного возраста, и эти отличия напрямую связаны с тем, что мы называем опытом [содержание в памяти ассоциативного целого - прогнозирования (а) «поведения среды» и (б) своей активности в этих ситуациях поведения среды, с тем или иным результатом своей активности (в), рефлексируемым в ЦНС через факт своего выживания, спасения и т.д. - комфортного или дискомфортного состояния психики - нейрофизиология]. - Излишний стресс может снизить активность («ступор») и имеет разные минусовые нейро-физиологические последствия. Неопытная (молодая) особь будет испытывать стресс (из-за ситуационной непредсказуемости «поведения среды» - сигнально-ситуационной сложности момента) гораздо чаще, в несравнимо большем числе типовых ситуаций, чем опытная взрослая особь. Для совсем молодой особи (птенца) почти любая незнакомая ситуация уже на грани провокации стресса, и само присутствие родителей (порождая комфортное состояние психики - нет стресса) способствует более быстрому, легкому усвоению навыка (идет каскадное обучение, с включением ЭРД - конечно же в разной степени в разных группах птиц и млекопитающих).

(важный момент - Яблонка заостряет на нем наше внимание)
Способность к обучению также тесно взаимосвязано с таким состоянием ЦНС, которое психологи именуют вниманием. Обучение (как нейропроцесс) происходит именно тогда, когда внимание молодой особи акцентировано (направленно) на какую-то особенность предметной (сигнальной) действительности. - Это может происходить спонтанно (в ходе фоновой ориентационно-поисковой активности особи), или же через активные специфичные действия взрослой особи (родителя - см. о кеклике).- Последнее и выступает важным операционным посредником в передаче информации от одной особи к другой (что мы называем - «наблюдает», «запоминает», «подражает»).

Роль внимания в процессе обучения исследуется сейчас с использованием технологий, позволяющих видеть активность разных участков нейронов мозга. Акцентированная сенсорика (зрительная, акустическая, обонятельная) включает активность разных соответствующих систем нейронов. С образованием тех устойчивых связей нейронных систем, которые мы именуем опытом, когда повед. реакция на данную ситуацию становится стереотипной, активность связанных с общим состоянием внимания систем нейроном заметно падает (остаются активными системы нейронов, непосредственно вовлеченных в выполнение действия - движения и т.д.). Нейроны, активность которых воплощает в себе то, что мы именуем вниманием, теперь свободна и переключается (приоритет) на другую локальную ситуацию (*не люблю термин стимулы - от него слишком веет дискретностью, как от докинзовского гена). Можно считать строго установленным, что когда вождение мотоцикла или же розыгрыш особого начала в шахматах становятся привычкой (автоматичность действия), данный момент совпадает с явными изменениями (реорганизация) в  сети нейронов, вовлеченных в осуществление данных форм поведения. - Рутинизация одного навыка позволяет эффективнее обучаться другому.

Далее идет глава «виды обучения» (ways of learning), где излагается многое из того, что можно найти в любом пособии для студентов кафедры ВНД. Яблонка подчеркивает, что литература по экспериментальной психологии полна повторяющих друг друга (в разных символах языка) классификаций обучения (learning), но авторы, к счастью, могут избежать необходимости их перечисления и  подробного рассмотрения, поскольку эти классификации связаны с точными соотношениями между стимулом и реакцией в эксперименте, не воспроизводимыми в природе (в силу ситуационной сложности природных ситуаций, не сводимых к набору дискретных стимулов и соответственно к дискретным простым ответным реакциям у таких Ж, как птицы и млекопитающие) и не имеют решающего значения для их (авторов) аргументации и рассмотрения вопроса о роли соц. традиций в эволюции «экологии поведения» группы и тесно связанной с ней её (группы) социальной организации.

(Категоризация информации)
Гораздо важнее понять, в принципе, что нейро-процесс обучения Ж в природе всегда связан с категоризацией потока информации (без понимания того, что такое эта «категоризация», суть обучения останется неосмысленной). Именно категоризация информации (как она будет храниться затем в памяти) и позволяет Ж иметь свой особый «образ мира», который и делает «поведение среды» - в разнообразии конфликтующих по их разрешению ситуаций - прогнозируемым и ожидаемым, влияющим на «предпочтения» (активный выбор чего-то - избирательное поведение) [make sense of the world around them, rendering it more predictable and more manageable). Конструирование «правил», подстилающих любое своеобразное поведение (тактику выживания) данной группы организмов, в данной ситуации, всегда происходит в системе ограничений, создаваемых этим общим «образом мира» [rules for making rules - первые правила простые и фундаментальные, связанные с принципами организации и функционирования ЦНС, несмотря на разнообразие вторых, которые выявляются в разнообразии видимых нами вариантов  разрешения множества частных ситуаций].

Становление «образа мира» (категоризация) - важнейшее свойство психологии восприятия высокой развитой ЦНС (психики), благодаря чему Ж не нужно запоминать бесконечное множество отличающихся по нюансам ситуаций (композиций стимулов) как самостоятельное разное. Молодое Ж обучается одной ситуации и обобщая её (конкретные нейроцессы, с задействованием конкретных полей нейронов, которые сами системно обучаются этому своему задействованию), автоматом экстраполирует её на множество других подобных ситуаций, приобретая постепенно навык границ экстраполяции для многих типовых ситуаций выживания (rules of the rules). В этом вся история зоопсихологии - тысячи разнообразных экспериментов многих поколений «лабораторных этологов», специалистов по внд Ж. [KM - категоризация идет на всех уровнях, начиная с организации сетчатки (если говорить о зрении), но особенно тесно связана с операционным сетевым взаимодействием нейронов в системе нейронов  - как именно это происходит, - вся “кибернетика» и «синергетика» этого процесса, никто толком не знает].

- Стоит также помнить о том, что почти все птицы и млекопитающие могут обучаться сложным поведенческим приемам и сложной сенсорике (даже ёж - к точной визуализации многих объектов), проявляя в эксперименте способности, которые очень редко или даже никогда не выявляются у них в природе. Почти все высшие животные имеют слабы врожденные общие предпочтения к разным модальностям сенсорики - звука, цвета, запаха, ориентации линий и т.д. (крысы проявляют предпочтение к музыке Моцарта), но обучение средой может значительно изменить (не только усилить) эти изначальные предпочтения. Диапазон вариативного поведения (особей) в рамках какой-то типовой повед. реакции - у любого вида птиц и млекопитающих - гораздо шире (избыточен) того, что можно наблюдать в типовых природных популяциях.

нейробиология, наука, поведение животных, jablonka

Previous post Next post
Up