(все фотографии из сети, авторы не указаны)
Многие, интересующиеся природой, знают о сложном социально-половом иерархическом устроении "коллективов" общественных насекомых, - пчел, термитов, муравьев. Это устроение настолько сложно и жестко и настолько внешне напоминает то, что известно из истории человеческих обществ, что даже сугубо научный язык описания этих инсект-сообществ изобилует терминами-метафорами, - как "царица", "трутни", "рабочие особи", "солдаты", "касты" и т.д. Может быть не все знают (не из биологов), что регуляция столь внешне столь сложной иерархии отношений, уподобляемой человеческим, находится прежде всего под контролем химического поля, то есть феромона, выделяемого особыми железами царицы (матки) и передающегося по всему функциональному пространству улея (у пчел) - через контакты царицы с её фрейлинами и затем уже другими особями. Феромон действует как индуктор общего назначения (да они все таковы). То есть специфика реакции на его сходные концентрации у разных "действующих лиц" улея (особей разных каст) определяется различиями в их "нейро-настройках" (т.е. смысловое значение текста не задано изначально, а задается спецификой считывающего устройства, - это всё то же самое). Выделение феромона царицей контролируется обратной связью: если пустых ячеек (под откладку яиц) нет, развитие яиц у царицы приостанавливается со многими побочными эффектами, в том числе уменьшением синтеза феромона. Отсутствие должной концентрации феромона сразу же влияет на нейро-состояние и поведение особей; яичники ряда рабочих самок "включаются" и продолжают ранее остановленное развиваться). Всё это может иметь (имеет) очень плачевные последствия: "в строю беспорядок", "на корабле бунт ", - с изгнанием (с частью улея) или даже умерщвлением агрессивными претендентками "на престол" царицы (а живут царицы долго, - до 5-6 лет).
Но наверное не все (не биологи) знают, что очень похожая (жесткая и жестокая) соц.-организация (с тем же примитивным контролем химического "сигнального поля") существует у некоторых млекопитающих, например, у лишенных шерсти особых африканских грызунов, называемых голыми землекопами (Heterocephalus glaber). О них многое можно найти в интернете, и на youtube, но в одной из книг Е.Н.Панова очерк об этой их организации написан очень органично (цельно) с хорошо проставленными акцентами (т.е. на что важно обратить внимание). Поэтому я привожу его на странице ЖЖ целиком. Может быть кому-то захочется почитать и всю книгу. Можно набрать её в адресной строке браузера и будет много вариантов.
О голых землекопах (главка "Психофизиологическая кастрация: млекопитающие" в книге Е.Н.Панова "Эволюция диалога", 2014 (с.83-85.)
Химические сигнальные поля, в основе которых лежит действие половых феромонов, служат регуляторами персонального состава компактных группировок и поддержанию их численности на оптимальном уровне не только в общинах социальных насекомых, таких
как пчелы и термиты, но и у ряда видов млекопитающих.
Голый землекоп (Heterocephalus glaber). О существовании странного зверька из отряда грызунов, известного под этим названием, зоологи знали давно. Но лишь в конце 1970-х южноафриканская исследовательница Дж. Джарвис с коллегами задались целью основательно изучить образ жизни этого животного. Сам облик этого зверька
в высшей степени необычен. (*km - опускаю, см. картинку; землекопы слепы, - живут в лабиринтах подземельях; считается. что у них плохо развит и слух; коммуникация строится на хемо-рецепции, рецепторами выступают отдельные, длинные и жесткие волоски, разбросанные по голому телу).
Распространен голый землекоп в жарких пустынях Восточной Экваториальной Африки. Грунт здесь большую часть года тверд как камень, так что лабиринт подземных туннелей, которые ... землекопы прокладывают в поисках пропитания, практически недоступен с поверхности для потенциальных хищников, .... Жилище коммуны землекопов и их подземные коммуникации почти в такой же степени обособлены со всех сторон от внешнего мира, как и неприступные снаружи твердокаменные замки термитов. Неудивительно, что обитатели этой подземной крепости обычно и не делают попыток покинуть ее по собственному почину. ...
(*примечание - экологически существование коммун голого землекопа почти целиком и полностью зависит от особого пустынного растения, пиренаканта (родственен бересклетам), основание ствола которого разрастается под землей в гигантский «клубень», - до 1,5 м в поперечнике. Это основной источник питания землекопов в течение всей жизни коммуны. Суть "рабочей жизни" землекопов состоит в нескончаемом выгрызании тоннелей в твердой почве, - общей длиной в 2-3 км, в поисках новых сочных клубней пиренаканта. Чем большим числом таких "живых кладовых" располагает община, тем более гарантировано ее благополучие на годы вперед).
В силу всех этих (экологических) обстоятельств молодежь попросту вынуждена
оставаться на всю жизнь под сенью отчего крова. Поэтому община разрастается очень быстро, достигая численности в 100 и даже в 300 особей. Тесное сосуществование порождает, как и следовало ожидать, острую конкуренцию за право быть не просто «винтиками» в машине социального организма, но и пользоваться всеми радостями личной жизни. Добиться этого, однако, в коммуне землекопов удается лишь очень немногим. Среди самок, например, полный успех сопутствует здесь лишь одной-единственной, которая, узурпировав однажды все привилегии α-особи, или царицы, продолжает пользоваться ими до самой смерти, лет эдак до 10-15. Только она обладает правом рожать детенышей и, соответственно, кормить их молоком.
Царица поглощена этим на протяжении всего года, принося с промежутками в 3-6 месяцев один выводок за другим. Ежегодно она дает жизнь не менее чем 20-30 юным землекопам, и .... число членов общины неуклонно растет. Большинству из них (*особенно самкам)....пожизненно суждено оставаться на положении бесплодных рабочих.... Перспективы самцов.... несколько более радужны: с возрастом некоторые из них (не более двух-трех одновременно) могут дослужиться до положения супругов царицы. Поскольку срок жизни такого самца сравнительно короток (он быстро «сгорает», отдавая много времени половым контактам с экспансивной самкой-матроной), другим молодым самцам есть на что рассчитывать, и они поджидают своей очереди стать фаворитами царицы, до времени принимая на себя роль гвардии быстрого реагирования на угрозу вторжения змей. Пока же все спокойно, они часами дремлют, сбившись в плотную кучку в центральной камере поселения, которая является также резиденцией царицы.
Особи, не принимающие участия в размножении, подразделяются как бы на три касты, принадлежность к которым определяется возрастом зверьков, скоростью их роста и, соответственно, размерами того или иного индивида. Юные землекопы включаются в трудовые будни поселения, когда минуют возрастной рубеж порядка 3-х месяцев. Эти самые мелкие в коллективе зверьки выполняют роль так называемых «постоянных работяг», деятельность которых создает саму основу повседневного благополучия разросшейся семейной общины. В поисках пропитания для себя и для очередного поколения детенышей они удлиняют уже существующие туннели, очищают от завалов и хлама подземные коммуникации и гнездовую камеру, где самка приносит потомство, а также доставляют детенышам большую часть их пропитания из отдаленных участков подземной цитадели.
Вторая категория тружеников, именуемая «рабочими-лентяями», включает в себя более взрослых и, соответственно, более крупных зверьков. Они выполняют, по сути дела, те же обязанности, что и «постоянные работяги», но не отдаются этим занятиям с присущими тем усердием и энергией. Кое-кому из лентяев со временем, если их рост не остановится на этой промежуточной стадии, в дальнейшем удается перейти в касту «солдат», а затем, может быть, суждено стать и одним из продолжателей рода. Подобная система смены социальных ролей по ходу жизни называется «возрастным полиэтизмом», весьма характерным также для общин социальных насекомых. Таким образом, далеко не всем членам колонии удается набирать рост, силу и престиж одинаковыми темпами. Многие до конца жизни
так и остаются мелкими «вечными работягами», другим не удается миновать стадии «рабочих-лентяев».
Причина этого мало чем отличается от психофизиологического угнетения большинства членов коллектива одним лишь фактом присутствия в нем немногих размножающихся особей. Таковы царица и всего лишь один или два-три размножающихся самца, тормозящие рост и половое развитие всех прочих членов объединения. Эта психофизиологическая кастрация проистекает в данном случае из-за чрезвычайно высокой концентрации половых феромонов в замкнутой системе нор. Наиболее мощный эффект торможения роста и развития рабочих оказывают феромоны самки-царицы, которые она выделяет со своей мочой. В лабиринтах подземной крепости голых землекопов есть места, специально отведенные под общественные туалеты, которые и являются одним из основных мест концентрации феромона.
В колонии землекопов, созданной в лаборатории, в таком туалете экспериментаторы установили постоянно действующее сливное устройство, позволяющее выводить испражнения царицы за пределы поселения. Ожидаемый эффект не заставил себя ждать: спустя пару недель сразу несколько самок из числа лентяев и солдат пришли в состояние течки и явным образом взбунтовались против деспотических замашек царицы. Спокойствию в коммуне пришел конец. Самки, почувствовавшие себя на высоте положения, начали вступать в непрекращающиеся драки друг с другом, так что новоявленных претенденток на царский престол пришлось отсадить в другое помещение, чтобы воспрепятствовать воцарившемуся в колонии хаосу.
В поселении голых землекопов в природных условиях распространению феромона из туалетной комнаты по всему лабиринту нор содействуют сами рабочие. Они разносят его повсюду на своих телах и передают друг другу, когда бывают вынуждены протискиваться вплотную к своим собратьям при встрече с ними в тесных проходах. То же самое происходит и во время отдыха, который зверьки склонны проводить, сгрудившись в тесную кучку сморщенных голых тел. (Распространение феромонов в колонии может происходить также через капрофагию, широко распространенную у грызунов; когда детенышам исполнится три недели, кал рабочих оказывается чуть ли не основным их кормом ..... ).
Так или иначе, никому не удается избежать общей участи и выйти из-под контроля этих химических сигналов, распространяемых повсюду царицей и ее фаворитами-самцами. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует еще одна поразительная особенность .... голых зверьков: в тот момент, когда у царицы наступает беременность, не только у нее, но и у всех прочих членов коммуны, неза-
висимо от их пола, развиваются молочные железы. Разумеется, только у α-самки они формируются полностью, и только она оказывается в состоянии и в праве кормить новорожденных молоком.
(с) Е.Н.Панов