конец апреля - начало мая 2014 год. Дополнительно - пролет птиц.
Фото 1. 1-5 мая - Цветет Петров крест в широколиственных лесках.
«Галопом по европам» - как идет весна по югу Подмосковья. Река Ока (Заочье) у г.Пущино, самый юг Московской области. Период с 20 апреля по 5 мая. Чисто фенологические (рутинные) фотографии по ходу «птичьих маршрутов».
.
Фото 2. Так выглядел широколиственный приокский лес (липа, клен, дуб и т.д.) где-то на 25 апреля - зеленая дымка на кустарнике. Еще не было славок-черноголовок и соловьев (для теньковки и веснички такого озеленения более чем достаточно; трещотки уже тоже в лесах, хотя по моей оценке где-то явно задержались и поток их мигрантов был разбит).
Фото 3. А это уже 3-4 мая. Такой же широколиственный лес. Кустарник озеленел хорошо. Появились славки-черноголовки (к 5 мая они уже вышли в вокальные содоминанты везде в лесках, уступая по массовости только пеночке весничке). Соловьи к этому времени запели везде в пойме Оки, на плакорах еще было малова-то, но «было».
Фото 4. И ещё один кадр на 3-4 мая. Хорошо видно, как озеленели берёзы. Появились первые иволги. Очень рано, но это те особи, что ещё «впереди паровоза». Волны прилета иволги еще не было. Везде по периферии березняков токуют лесные коньки. Вовсю кукуют кукушки. На лугах появились (3-4 мая) луговые чеканы.
Фото 5. Так на 25 апреля выглядел зелёный ковер в широколиственном приокском лесу. Лезет сныть и пролесник - основные компоненты первой весенней приземной «зеленки».
Фото 6-7. А так зеленый ковер выглядел на 3-4 мая. Расцветает пролесник, цветет Петров крест.
Фото 8-9. В последнюю неделю апреля и первую неделю мая еще вовсю цвела ива (типа ивы козьей) - женские и мужские цеветки.
Фото 10. Уже в апреле в оврагах зацвел селезёночкник.
Фото 11. К концу апреля зацвел и чистяк.
Фото 11. Хохлатки даже на Оке стали редкостью. Но в широколиственных лесках еще есть местами. К 5 мая они уже почти отцвели.
Фото 12. Медуница мощно цвела на 1-3 мая (на ней пасутся шмели, понятное дело). Сейчас она уже будет отходить.
Фото 13. Продолжается (вовсю) пролет птиц через заокские плакоры. Широким фронтом. И даже стайки скворцов ещёидут, хотя в Москве некоторые пары скворцов уже кормят птенцов! Рябинники в Москве тоже некоторые уже кормят птенцов, а на Оке (заметно южнее) еще только сидят на яйцах.
Фото 14. Это своего рода рёлки (так называют на юге Дальнего Востока островные полосы леса по гривкам среди болот и влажной лесостепи) в последнюю неделю апреля. Они перпендикулярны Оке и по ним хорошо движутся птицы. К тому же отлично видны, пока еще нет листвы. Такие островные лески крайне соблазнительны для изучения влияния фрагментации лесов на состав и численность обычных видов певчих птиц. Они как готовые площадки, где можно учесть и закартировать все гнездящиеся пары птиц.
Фото 15. Те же широколиственные островные лески (можно сравнить их и с колками по балкам в лесостепи), но уже вид на юг, в сторону Тульской области. Выходя с плакоров, многие певчие птицы останавливаются в таких лесках для кормежки и отдыха.
Фото 16. Такие вот островные сосняки (особенно рядом с водой, где есть глина и грязь, и рядом с дачами) - классические места гнездования дроздов рябинников.
Фото 17. А это уже новое явление для Заочья. Массовое зарастание заокских лугов мелколесьем из берёзы (скот-то уничтожен был, выпаса нет, а луга без выпаса и сенокоса нормально воспроизводиться не могут). Так что своего рода послеледниковый северный ландшафт. И он ужасно нравится пеночке-весничке (но не мне), которая в массе летит через эти мелколесья (но пока не очень-то в них гнездится).
Фото 18. А это главный орнитологичекий кадр поста. К сожалению, бёрдвотчерство у нас развивается пока в основном только как «спортивная орнитология» (фиксация видов, списки, ажиотаж по встрече залетных видов). Между тем масса интересного в наблюдении за птицами, в выяснении их размещения по территории, в том числе за их «биотопией» (предпочтением к разным местообитаниям и активной смене таких предпочтений «по обстоятельствам»!). На этом кадре - сухой полынный прутняк по гривкам меж пойменных полей на Оке, которым зарастают брошенные пашни. В норме в них гнездятся луговые чеканы и болотные камышевки. Но вот в последние годы в них стали гнездиться варакушки (совсем не их биотоп! ) и похоже, что эту их новую «гнездовую традицию» (а это возникает именно на уровне социальных традиций - cultural traditions in animals) собираются списать (копируют) камышовые овсянки.
Фото 19. А это несчастное озеро Поганое - одно из последних озерцов в Пущинской части Оки (наукоград Пущино виден вдалеке), где гнездились (и еще гнездятся) утки (трескунки, широконоски, кряквы), лысухи, камышницы. Где на весеннем пролете останавливались свиязи, шилохвости и другие утки. Даже лебеди-шипуны ! (и даже их пару пристрелили - народ у нас крут дальше некуда). Сейчас по берегам озерца разбросаны пустые гильзы от патронов (никакого контроля за этим нет) и вплотную к озерцу распашки и барачные поселения «новой Ферганы».. С июня насосы высасывают воду из озерка на полив полей (почему не из Оки!?) и к середине июля оно уже напоминает заросшие корками рдестов озерки в Индии и Непале. Колония озерных чаек исчезла, крачки и утки исчезают на глазах. Цепляются за жизнь мелкие певчие птицы - ремезы, варакушки, камышовки-барсучки, камышовые овсянки. На пролете еще даже можно услышать выпь! Но всё это судороги умирающего организма. Будущего нет. Поскольку нет никакого контроля над тем, что делается.