Начало тут Всем хорош паром - мерное подрагивание убаюкивает, создавая ощущение движения, в каюте после перенастройки терморегулятора тепло, спится отлично, но если ты не хочешь пропустить завтрак, вставать приходится в половине пятого утра! Завтрак - такой же отличный, обильный и разнообразный, как и ужин. Единственная незадача - по утрам, особенно если не выспался, я есть обычно не хочу...
Кстати, вопрос с утренними процедурами для братьев наших меньших тоже продуман, даже колышек предусмотрен. Проблема решена следующим образом :))))
А вот последствия процедур хозяевам собак предлагается ликвидировать самостоятельно, для чего имеются пластиковые мешочки:
За полчаса до подхода к берегу по внутренней связи на трех, опять же, языках водителям объявляют о необходимости заблаговременно спуститься на автомобильные палубы и занять места в машинах, что большинство из них и поспешили сделать. У лифтов образовалась очередь. Когда мы за 10 минут до швартовки спустились в машину, во всех остальных автомобилях вокруг уже кто-то сидел за рулем. Но правила, как водится, не для всех. Когда швартовка завершилась (к стокгольмскому терминалу паром подходит кормой) и началась разгрузка, движение нашего ряда вдруг застопорилось. Оказалось, что к этим вот двум "внедорожникам" так никто и не спустился. Надо ли говорить, какой стране принадлежали номерные знаки данных автомобилей? :))))
На выезде из терминала сначала попадаешь в обширную зону дорожного ремонта, а затем сразу - в вырубленные в граните многокилометровые тоннели.
Тоннели лишь изредка выныривают на поверхность.
Чтобы вновь углубиться в толщу гранита. Периодически под землей встречаются необычные инсталляции типа вот этого вот дерева (сорри за качество):
Навигатор радостно сообщает, что мы в тоннеле и он не видит спутников. В подтверждение выводит на экран вот такую картинку .
Далее ехать приходится по одометру, отсчитывая расстояние до следующего съезда или плавного поворота (если навигатор до потери спутников успел о съезде сообщить). В общем, как-то сориентировались. Центра города только не увидели - выскочили из тоннелей уже в пригороде среди огней супермаркетов и автосалонов.
Так как встали рано и времени на 650-километровый марш-бросок до Дании было более чем достаточно, попытались вновь отключить возможность использования автомагистралей в навигаторе, дабы поглазеть на жизнь шведской глубинки. Навигатор на минуту задумался и выдал новый маршрут, предложив проехать... 975 км за 15 часов! Однако! Выходит, что сеть автодорог в районе Стокгольма развита существенно слабее, чем в Финляндии - там отключение автомагистралей в любой точке страны никогда не приводило к столь значительному удлинению маршрута. Делать нечего - едем по магистралям. Они тут двухполосные, встречка отделена барьером, разрешенная скорость 120, коей мы и старались следовать, но примерно 20-30% машин обгоняли нас с явно заметным превышением (эдак +20 км/ч к разрешенному). Любопытно, что камер на магистралях нет (я, по крайней мере не видел), на второстепенных дорогах камеры появляются, но в целом камер в Швеции заметно меньше чем в Финляндии и стоят они всегда предсказуемо. Если в Финке ты видишь знак "камера", то сама камера может стоять и через 200 метров, и через полтора километра, когда ты уже успел забыть про предупреждение, расслабился и поддал газку. В Швеции если видишь плакат с предупреждением, то будь уверен - через 200-300 метров будет стоять камера, чем шведские водители-летчики, судя по всему, с успехом и пользуются. Первые примерно 150 километров трассы от Стокгольма шведская военщина украсила списанными самолетами (или это символ скоростной езды?):
Спустя примерно 2,5 часа, заехав на заправку, я повторил попытку и оказалось, что с дорогами в этой области дела обстоят лучше - от текущей точки путь по второстепенным дорогам увеличивал километраж с исходных 650 до всего лишь 750 км (и плюс два часа времени). Так и поехали. Вот она, милая нашим сердцам глубинка:
Кстати, полезная информация о заправках: возможность оплаты через оператора в Швеции встречается гораздо реже, чаще же всего колонка предлагает рассчитаться на месте, причем купюры не принимаются - только кредитки (в отличие от Финки, где зачастую колонка-автомат отвергает кредитку российского банка, но позволяет расплатиться наликом). Если в меню колонки есть пункт "Pay inside" (если, конечно, в меню вообще есть английский :)) ), можно его выбрать, заправиться и расплатиться у оператора. Ежели нет - суешь кредитку, по ней блокируется 800 крон (примерно 80 евро), заправляешься, после чего со счета списывается реальная сумма заправки. При этом приходит СМСка о произведенной оплате на сумму 800 крон и снижении доступного остатка по карте. Пугаться ее не надо - это не оплата, а именно блокировка, после заправки придет вторая СМСка с суммой реального списания, а доступный остаток увеличится.
Выбрать сумму, которая будет заблокирована на карте (максимальная сумма заправки), как это практикуется в Финляндии, нельзя. Таким образом, если на карте нет 800 крон, плеснуть даже пару литров бензинчика не получится. Учитывая космические цены на европейский бензин в рублевом выражении, остаток по карте снижается до смехотворного предела буквально на глазах, приходится постоянно следить и постоянно подкидывать в топку. Вот на этой, к примеру, заправке бензин относительно недорогой - 12,06 крон (встречали и по 12,80), но в рублях на момент поездки это было уже больше 100 рублей за литр!
Общее впечатление от данной части Швеции - природа такая же, а вот дороги поуже, состояние их слегка похуже, дорожная сеть развита меньше и в целом создается впечатление, что народ живет слегка победнее. Это, естественно, в сравнении с Финляндией, про Россию скромно умалчиваем.
Но, разумеется, все вокруг аккуратно, чисто, ухожено. Едешь, смотришь вокруг и глаз отдыхают.
Также везде все распахано, лежит все то же заботливо упакованное в пленку сено. Люди работают, не жируют явно, но живут ровно - это вам не Новгородская область!
Лесовозы шныряют. Реклама "Хускварны" и лесной спецтехники "Вольво" встречается повсеместно.
В середине дня зарулили на придорожную стоянку с выходом к озеру. Вот такие виды вокруг:
И посреди всего этого великолепия - бесплатный туалет. С теплой водой и жидким мылом, подаваемыми бесконтактным способом! С отдельным отделением для инвалидов-колясочников и мамаш с детьми!
И симпатичная кафешка (правда открыта только летом):
Дороги ближе к Мальмо оставались такими же узкими, но качество их улучшилось. Очень понравилась "звучащая" разметка. Белые линии слева и справа от дорожного полотна - рельефные. По уложенному асфальту прокатывают стальной барабан с ребрами, который оставляет после себя насечки. Если наехать колесом на такую линию, в машине раздается оглушительный грохот (в Финке насечки мельче и там раздается лишь неприятное дребезжание) - архиполезная для безопасного вождения придумка! Особенно там, где нет разделительного барьера, ограждающего встречку! Если водитель придремал или разметки не видно в условиях плохой видимости или под слоем снега, насечка дает огромный шанс предотвратить аварию. Позже на севере Швеции "звучащая" разметка не раз реально выручала меня при движении в сильный снегопад. Что мешает внедрить это дело на Российских дорогах? Это же не стоит почти ничего!
Встретили тетку в платке. Думали - ну вот, наконец, оккупанты мигранты! Оказалось - простая шведская бабушка. Бабушки везде одинаковы! :)
Между тем, на одометре скоро покажется двухтысячный километр от Москвы. Снег пропал. Поля вокруг колосятся чем-то зеленым.
Виды за окном уже другие. Дома под черепичными крышами. Раскидистые широколиственны деревья вместо елок.
Ферма благородных оленей!
Оказалось, что навигатор ведет нас на паром. Друзья предупреждали, что на границе между Швецией и Данией возобновлен пограничный контроль, но у нас при въезде ничего кроме кредитки не спросили. Удовольствие переправится в Данию на пароме недешевое - 45 евро. Можно было бы ехать по мосту, но там ценник такой же, так что решили по мосту прокатиться на обратном пути.
Правда, о том, что впереди паром, узнаешь только по факту. Карты "I go" просто продолжают рисовать автомобильную дорогу посреди моря (интересно, к кому относится в данном случае отображаемое ограничение скорости в 30 км/ч - ко мне или к парому?):
И только перед причаливанием до "I go" доходит: - Вау, да мы же на пароме! И он отображает значок "покиньте паром" :))))
Паромчик небольшой - всего две автомобильных палубы (на снимке - его брат близнец, шедший встречным курсом). В проливе прилично дуло и качка ощущалась вполне реальная. Будучи на верхней палубе, задумался вдруг - а затянут ли у меня стояночный тормоз?
Паром идет около 15 минут - народ успевает даже что-то съесть и выпить в бортовых кафешках. 5 км по морю и мы в Дании! Контроля на въезде в страну также не было никакого.
Продолжение тут