СЕМИНАР БФ ПСТГУ

Mar 16, 2011 01:47

очередное заседание

семинара состоится

18 марта 2011г.

На семинаре выступит доцент Центра изучения религии РГГУ, кандидат философских наук,

Максим Александрович Пылаев.

Тема доклада

«Есть ли будущее у феноменологии религии?».

Семинар будет проходить в Актовом зале Ректорского корпуса. Начало в 18:30.

семинар БФ ПСТГУ, религиоведение, феноменология религии, философия, теология

Leave a comment

vazlav_s June 24 2011, 06:12:32 UTC
Вернувшись по случаю к нашему разговору, я его перечитал и вот что заметил.

В вашем первом посте, на который я сначала ссылался, вы как раз критикуете традиционалистов за "нежелание думать" (во-первых), а главное, за то, что это нежелание преподается как заслуга. Это во многом заслуженный упрек, т.к. "традиционализм" зачастую ограничивается повторением заученных текстов и цитат св.отцов без их особого понимания, и совершенно без цели понять истину, а скорее с целью выместить на людях свои комплексы.

Но я не совсем согласен с подобным же упреком в мой адрес. С моей стороны это, конечно, весьма самонадеянно, тем более, не обладаю я ни профильным философски, ни хотя бы богословским образованием. Но тем не менее мой отход от Лосского и прочих "парижан" мне представляется как раз весьма обдуманным и аргументированным.

Проблема в том, что нет никакой возможности взять "личность" за тот абсолют, который гарантирует нашу уникальность и самоидентичность как раз потому, что "личность" - это природный признак, а значит то, в силу чего люди могут быть "обобщены", а не различены.

Раз личность не является абсолютом, то нет у меня возможности и построить никакую феноменологию, и что либо познать относительно себя в этом смысле. Попытки познавать непознаваемое приводят к неврозу, а не к знанию. Те установки, которые предполагаются в парижском персоналистическом богословии просто опасны для душевного здоровья (некоторые элементы этого богословия я считаю правильным возводить генетически к феноменологии Гуссерля или прочих более поздних философов этого направления).

Трагичность же ситуации заключается в том, что нас с детства практически воспитывают на персоналистических установках, для нас тексты Гуссерля или Лосского являются естественными, "само собой разумеющимися", а вот тексты св.отцов - непонятны. Почти никому не понятны, кроме специалистов. Это очень плохо.

Reply

vazlav_s June 24 2011, 06:16:24 UTC
"личность" - это природный признак, а значит то, в силу чего люди могут быть "обобщены", а не различены.

Попробую пояснить эту мысль.

Попытка "познать себя", спрашивая себя "Кто я такой?" равноценна попытке понять, чем я отличаюсь от других людей, через познание своей "двурукости", "разумности", "носатости", "волосатости" и прочих природных признаков.

Ну ничем я не отличаюсь от других людей по своей носатости, двурукости и проч. Так и по личности я от них не отличаюсь, а составляю с ними логическое "одно", "единое".

Reply


Leave a comment

Up