Mar 16, 2011 01:47
очередное заседание
семинара состоится
18 марта 2011г.
На семинаре выступит доцент Центра изучения религии РГГУ, кандидат философских наук,
Максим Александрович Пылаев.
Тема доклада
«Есть ли будущее у феноменологии религии?».
Семинар будет проходить в Актовом зале Ректорского корпуса. Начало в 18:30.
семинар БФ ПСТГУ,
религиоведение,
феноменология религии,
философия,
теология
Leave a comment
В вашем первом посте, на который я сначала ссылался, вы как раз критикуете традиционалистов за "нежелание думать" (во-первых), а главное, за то, что это нежелание преподается как заслуга. Это во многом заслуженный упрек, т.к. "традиционализм" зачастую ограничивается повторением заученных текстов и цитат св.отцов без их особого понимания, и совершенно без цели понять истину, а скорее с целью выместить на людях свои комплексы.
Но я не совсем согласен с подобным же упреком в мой адрес. С моей стороны это, конечно, весьма самонадеянно, тем более, не обладаю я ни профильным философски, ни хотя бы богословским образованием. Но тем не менее мой отход от Лосского и прочих "парижан" мне представляется как раз весьма обдуманным и аргументированным.
Проблема в том, что нет никакой возможности взять "личность" за тот абсолют, который гарантирует нашу уникальность и самоидентичность как раз потому, что "личность" - это природный признак, а значит то, в силу чего люди могут быть "обобщены", а не различены.
Раз личность не является абсолютом, то нет у меня возможности и построить никакую феноменологию, и что либо познать относительно себя в этом смысле. Попытки познавать непознаваемое приводят к неврозу, а не к знанию. Те установки, которые предполагаются в парижском персоналистическом богословии просто опасны для душевного здоровья (некоторые элементы этого богословия я считаю правильным возводить генетически к феноменологии Гуссерля или прочих более поздних философов этого направления).
Трагичность же ситуации заключается в том, что нас с детства практически воспитывают на персоналистических установках, для нас тексты Гуссерля или Лосского являются естественными, "само собой разумеющимися", а вот тексты св.отцов - непонятны. Почти никому не понятны, кроме специалистов. Это очень плохо.
Reply
Попробую пояснить эту мысль.
Попытка "познать себя", спрашивая себя "Кто я такой?" равноценна попытке понять, чем я отличаюсь от других людей, через познание своей "двурукости", "разумности", "носатости", "волосатости" и прочих природных признаков.
Ну ничем я не отличаюсь от других людей по своей носатости, двурукости и проч. Так и по личности я от них не отличаюсь, а составляю с ними логическое "одно", "единое".
Reply
Leave a comment