О религиоведах, нелюбящих теологию

Jun 13, 2010 23:38


что-то давно ничего не писал. Но раз уж он есть...

Всегда с большим интересом читаю статьи (особенно на religiopolis.org), в которых религиоведы уверяют меня, что теология не может быть наукой вообще, а в России - в особенности. Испытываю к ним чувство благодарности, за то, что они умеют кратко и в тоже время ясно и отчетливо сформулировали ( Read more... )

религиоведение, теология, наука

Leave a comment

продолжение. день - увы... konstanturg June 14 2010, 20:15:31 UTC
1. Кто будет преподавать в вузе? Священники? Мулы? Духовенство?
С одной стороны, зачем лишать их такой возможности, при условии достаточной научной квалификации? С другой и в Академиях, и в ПСТГУ достаточно много мирян и почему бы им не преподавать и в светских вузах?
Про количество теологий: как в Германии. Есть Университеты, где есть два богословских ф-та, есть такие, где только 1 - католический или протестантский. Сейчас они подумывают, насколько я знаю, о создании мусульманских ф-тов. Принцип, насколько я его понимаю, примерно такой: вера и рефлексия относительно веры - внутреннее дело верующих, но поскольку верующие являются гражданами государства - оно берет на себя часть заботы об их личных делах. Не потому, что оно хочет нарушать принцип светскости, а прежде всего из прагматических, т.е. светских соображений: вера, непросветленная рефлексией, может быть мощным деструктивным фактором, а вера, просветленная рефлексией, - столь же мощным фактором гражданского мира.
Теологии вообще, конечно, не существует, но существует большое количество проблем, общих для разных теологий, определенное единство методов и принципов, интенсивное общение теологов. На наших конференциях постоянно выступают и католики, и протестанты, и иудеи.
С аккредитацией: надо разработать механизм, включающий интересы Минобра и конфессий.
Работа: прежде всего, в своей конфессии, а далее - везде, где понадобится богословская экспертиза (которую надо размежевать с религиоведческой). Понимаю, что звучит мажорно, но я ведь не теолог, ergo - это не моя головная боль.
3. В РПЦ не существует мощной богословской школы. Не в том смысле, что богословы не пишут качественных научных работ - пишут, и довольно много (все не соберусь написать рецензию на книжку о. Павла Хондзинского о митрополите Филарете (Дроздове)). Основная проблема - крайне низкий статус богословского знания в Церкви, обусловленный тем общим культурным нигилизмом, о котором я писал. Мы в значительной мере подвержены ереси «гносимахии», которую обличал еще Иоанн Дамаскин. Т.е. понятно, что нужно различать вообще религиозную литературу (в том числе и духовную), которая может быть и хорошей, и плохой, и богословскую научную.
Мотив музейщиков, борющихся с безграмотностью, которая может погубить и губит шедевры, - совершенно понятен, но преодолеть эту безграмотность можно только через развитие и популяризацию богословского образования и науки, и позитивное решение проблемы отношений религии и культуры, как части этого развития. Не просто в том смысле, что мы впихнем в игуменов и игумений определенный набор знаний, а в том, что мы научим их уважать эти знания и их носителей.

Reply


Leave a comment

Up