Самбо и любовь к своей истории

Nov 22, 2023 12:42




Прочёл тут маленькую рецензию на новый российский фильм "Легенда о самбо".

https://shiro-kino.ru/275588.html

Мой ответ на неё.


"Любить свою историю" - это не значит не видеть и не признавать в ней зла, грехов и ошибок. Всё должно быть названо своими именами: добро - добром, добродетели - добродетелями, победы - победами, а, в свою очередь, зло - злом, грехи - грехами, ошибки - ошибками. Понятно, что именно советский период в этом отношении получается уж очень неприятным, т.к. весь был продуктом русского греха и ошибки, а потому был полон ими по макушку, на них целиком стоял (почему и рухнул по историческим меркам мгновенно после возникновения).

Собственно, именно поэтому симпатизанты советской эпохи, идеологические или по недоразумению, педалируют теплохладный концепт " это наша история" - в оправдание любой гадости в оной истории творившейся, и, что якобы любая бесовщина, это "сила, без которой добро нельзя отделить ото зла", а богатыря нельзя отделить, только не от печки, а от Кощея Бессмертного, с которым они, де, рука об руку защищают Родину, и Змей Горыныч с Бабой Ягой на страже мирного неба Отечества - собственно вот к этому нарочитому перемешиванию добра со злом, конкретно с целью обелить последнее, эта позиция и ведёт, и, в частности, именно ради этого современными наследниками того зла она сейчас продвигается вполне сознательно.

Потому, если в фильме происходит такое смешение зла с добром (нужно посмотреть, надеюсь автор рецензии ошибся в трактовке) и, в результате, обеление зла, то это, безотносительно к талантам сценариста, режиссёра и актёров, фильм плохой и вредный, очередная идеологическая "этонашаисторическая" советско-апологетическая пропагандистская клюква вроде " Мария. Спасти Москву", "Зоя", "Седьмая симфония" и подобной шняги.

Кстати, о такой ложной позиции смешения добра со злом ещё Бог говорил: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих." (Откровение, 3 - 15, 16)

П.С.
Кстати, пока ещё фильм не посмотрел, думаю, а нашлось ли в нём место одному из создателей самбо, на книгу которого, «Самооборона и нападение без оружия. Элементарное руководство» 1928 г. (выпущена издательством НКВД, сотрудники которого по ней учились рукопашному бою, и сам её автор работал инструктором по курсу "самообороны без оружия"), в частности тоже опирались Василий Ощепков, Виктор Спиридонов и Анатолий Харлампиев в своей работе - Ивану Солоневичу? Не думаю, идеологически опасная фигура, в том числе с точки зрения "этонашаисторического" "примирения и согласия", да и с советских времён, именно по идеологическим причинам, Солоневича из официальных авторов самбо вычеркнули, и до сих пор толком в этом качестве, увы, не восстановили.

П.П.С.
Я наконец нашёл время и посмотрел этот фильм. И каково же было моё удивление и, не скрою, радость, от того, что рассказ из рассмотренной мною рецензии о братстве богатыря с Кощеем Бессмертным и неотделимости добра от зла, оказался, мягко говоря, ошибочным.

Авторы фильма к счастью не страдали ни ценностной шизой "согласно-примиряющей-этой-нашей-истории", ни теплохладностью "единства добра и зла". Всё названо своими именами. Всё показано по Правде.

И в фильме мы видим, что все положительные герои "из бывших", и начали развивать свои навыки до революции, а все отрицательные герои "из новых", из большевиков-чекистов. Мы видим как новая советская власть ломает людей, их судьбы и даже души, что очень ярко и пронзительно было показано в линии про крестик Спиридонова спасший его на войне от японской пули, и который его заставляют снять новые властители. Мы видим, что по сути, энтузиасты самбо развивают единоборство не столько благодаря советской системе, стремившейся использовать эту технику для своих нужд, сколько вопреки ей, продираясь сквозь палаческие интриги и репрессии, в которых в итоге гибнет один из основателей школы - Ощепков. В частности именно в уста Ощепкова авторы фильма вкладывают слова определяющие всю суть советской системы с её репрессивными карательными органами, в сцене, где Ощепков после ареста бросает в лицо главному злодею фильма, одному из чекистских начальников, олицетворявшему в фильме систему: "На вас всё держится. А когда вас не станет - всё опять будет хорошо. И все люди опять придут в себя. Как бы вы их не гнули... Вы умрёте, и ваше дело умрёт вместе с вами...", - и тут это "вы" Ощепкова, очевидно обращено не только и не столько к данному конкретному чекисту, но именно к системе в целом, что ясно следует из контекста и символического ряда фильма и этой сцены в частности.

Кроме того, всё это чётко показывается в линии нравственного противостояния и конкуренции двух зачинателей самбо Ощепкова и Спиридонова. Где Ощепков ни где не поступился совестью и ни в чём не уступил системе, в результате был системой уничтожен, а Спиридонов пошёл по цепи сделок с совестью и вызванных страхом, а потом и тщеславием соглашательств с системой, и именно поэтому в унижении, но выжил. И в фильме именно Ощепков выводится главным положительным персонажем, причём в образе своего рода святого, мученика, нравственной и духовной вершины, к которой тянутся все прочие положительные персонажи; в то время как Спиридонов, хоть и выжил и достиг относительного благополучия, но ценой унижения своего достоинства, в итоге мучительно переживая своё нравственное падение, свою духовную слабость.

Почему автор разобранной мной вначале рецензии всего этого не заметил, взамен придумав к счастью несуществующий в фильме посыл, я не знаю.

И, говоря о фильме самом по себе - это, конечно, не шедевр, но крепко, профессионально сделанное кино, которое интересно смотреть, а главное это кино с правильно расставленными ценностными ориентирами и адекватными нравственными и историческими оценками. На Кинопоиске я поставил картине оценку "8". Так что всем советую его посмотреть - это будут не зря потраченные более полутора часов времени.


СССР, идеология, историософия, кино, нравственность, история, Россия

Previous post Next post
Up