Л.Зотова: Отец Аркадий, хотелось бы еще один такой момент затронуть, о котором Вы уже вскользь упоминали. Рано или поздно в каждую семью входит смерть. Уходят близкие из семьи. Это могут быть люди старшего поколения, бабушки и дедушки, может быть, как в Вашей семье, уход родителей, или даже уход детей. Как Вы считаете, какой оптимальный подход, что ли, к смерти своих близких? Как это надо воспринимать, и как детей с наименьшими потерями подготовить к уходу близких?
Прот.А.Шатов: Вы знаете, у нас недавно было молодежное собрание в храме, и на нем присутствовал Александр Леонидович Дворкин. Он долгое время жил в Америке, был знаком с отцом Иоанном Мейендорфом, с отцом Александром Шмеманом. И он замечательно рассказал об отце Александре Шмемане. Он рассказал, что отец Александр Шмеман последний год своей жизни читал лекции, в которых говорил о таинстве смерти. И отец Александр Шмеман говорил, что в наше время стараются о смерти забыть, стараются жить так, как будто ее нет. А на самом деле, он говорил, жизнь - это есть подготовка к смерти, жизнь - это подготовка к переходу в другой мир. И он не только это говорил, но и сам, когда он заболел раком, он оставшееся время своей жизни прожил, готовясь к смерти. И Александр Леонидович сказал, что, конечно, в его характере были какие-то отрицательные стороны, в характере отца Александра Шмемана; у него были мнения, несогласные с тем, что думает Церковь в России. Но в последний год своей жизни он изжил в себе очень много плохого, готовясь к смерти. И рассказал, что он был у отца Александра Шмемана за день до его смерти, и отец Александр сидел рядом со своей женой, он сидел абсолютно прямой - у него была такая выправка, он учился в кадетском корпусе - и так было хорошо рядом с ним тогда, что было понятно, что он готов к смерти. И вот наша задача, конечно, подготовить себя к встрече с Богом. Я еще вспоминаю, что писал о смерти старец Паисий. Он тоже заболел раком, как и отец Александр Шмеман. И когда ему сказали, что у него рак, и что он умрет, и он сам пишет: я никогда в жизни не плясал - а тут мне захотелось пуститься в пляс. Потому что на самом деле эта жизнь, в которой мы живем, как бы мы ни пытались делать ее приятной, радостной, он все равно глубоко трагична. Даже если мы для себя отвоюем какой-то уголок, позолотим в нем стены, посадим экзотические цветы, включим какую-то музыку, купим себе какую-то райскую пищу - сейчас можно себе выписать из Южной Америки самолетом что-нибудь особенное. Денег заработаем кучу. Но за стенами этой комнаты все равно же - трагедия. И дети-инвалиды, и преступления, войны. Нельзя быть на земле счастливым. Это просто невозможно. А смерть - это переход в тот мир, где царит Бог; это переход в Царствие Божие для верующего человека. И поэтому, конечно, когда человек так думает, так знает, - конечно, для него смерть не является тяжелым переживанием. Я когда был маленьким совсем, я был неверующим, и родители были неверующие люди. И вот я помню, я приехал как-то после летнего отдыха домой с дачи детского сада, - и бабушки нет дома. Я спрашиваю у папы: «Папа, а где бабушка?» А папа говорит: «Она умерла». Он тогда печку топил, тогда у нас еще печки были. А я спрашиваю: «А что значит - умерла?» Я и не слышал этого слова никогда раньше. «Ну, - говорит, - она уснула». А я спрашиваю: «Ну, уснула, но она проснется?» «Да нет, - говорит, - не проснется, ее в землю закопали». И я думаю: «Господи, в землю закопали! Как же так?» И спрашиваю: «А как это?» «Ну, - говорит, - все уже, умерла, не проснется никогда, так и будет. И все, говорит, так умирают». Мне еще страшнее стало. Я так уже последний вопрос задаю с надеждой с некоторой, что, может быть, не все, может быть, я-то не умру? И говорю: «А я?» - «Да и ты, - говорит, - умрешь. Да ты не беспокойся, это еще нескоро будет». И мысль об этой смерти неминуемой меня мучила долгие годы, пока я не обрел веру в Бога. Конечно, если так воспитывать ребенка, так говорить с ним о смерти, или вообще замалчивать это, то неминуемо этот страх смерти проникнет в его душу. А если сказать ребенку - вот видишь, человек лежит в гробу (дети, кстати, в церкви очень легко относятся к покойникам; они их не пугаются; ведь покойник в церкви одет, у него руки сложены, венчик на лбу, иконочка лежит, запах ладана в храме - там нет такого ужаса смерти), и сказать ребенку: «Вот это тело человека, а душа ушла к Богу. И ты с ним встретишься, и ничего в этом страшного нет. Смерть - это конец зла, конец греха; смерть - это начало жизни с Богом». И, конечно, ребенок этого бояться не будет. И мы все должны помнить всегда о смерти; об этом говорили даже древние, что в этом мудрость великая - помнить о смерти.
Л.Зотова: Спасибо большое. Заканчивая нашу передачу, я прошу у Вас пожелание семьям наших петербургских слушателей. Что бы Вы пожелали нашим радиослушателям?
Прот.А.Шатов: Дорогие друзья, вы живете в замечательном городе; в этом городе очень много святынь. Здесь есть мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении. И, конечно же, нужно обращаться к святым с просьбой о помощи, и особенно блаженной Ксении, тем, у кого нет женихов, кто мечтает о семейном счастье. И я думаю, что вы так и делаете, может быть. Но все-таки те из вас, кто еще не нашел себе пару, относитесь к этому спокойно. Раньше девушки плакали, когда они выходили замуж. А сейчас они плачут, когда их замуж не берут. Надо найти какую-то радость в жизни. Я знаю на примере нашего прихода, что обычно юноши предлагают замужество радостным девушкам; не тем, которые ищут женихов, стреляют по сторонам глазами и думают только о том, как бы поймать какого-нибудь жениха, хоть завалящего, но какого-никакого. Тем девушкам, которые радостны, покойны, мирны, веселы. И в одинокой жизни тоже есть своя радость - радость свободного общения с Богом, радость делания добра, радость помощи другим. А те люди, которые вступили в брак, очень часто, наоборот, сетуют на то, что они теперь неодиноки, и нет возможности пойти в храм, надо заниматься с детьми, - но это, конечно, внушение дьявола. Дьявол замужним внушает мысль о радости одинокой жизни, а незамужним внушает мысль о пустоте их жизни, о необходимости выйти замуж. И нужно, конечно, гнать от себя эти внушения дьявола и быть радостными от того, что у нас есть то, что есть: замужним радоваться о том, что есть муж, а незамужним радоваться свободе своей, возможности общения со Христом. Вот тогда, конечно, жизнь наша полна. Нужно жить радостно - и родителям, конечно, нужно обязательно уметь радовать своих детей. У нас был такой замечательный человек в Москве, он недавно умер, Николай Евгеньевич Емельянов. У него замечательная семья, трое его сыновей стали священниками. И у него однажды спросили: «А как Вы своих детей наказываете?» Он говорит: «Вы знаете, когда я иду домой, я не думаю, как я их буду наказывать, я думаю, чем бы их порадовать». И вот это, конечно, очень важно нам научиться друг друга радовать, друг другу помогать, - и тогда меньше нужно будет наказывать, и больше будет и у нас самих в душе радости. Если мы будем друг для друга радостью, а не тяжелой какой-то обузой.
Л.Зотова: Спасибо большое. Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях был председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов. Спасибо, отец Аркадий!
Прот.А.Шатов: Спасибо большое! До свидания!
Л.Зотова: Передачу подготовила и провела Людмила Зотова. До свидания!
http://www.grad-petrov.ru/archive.phtml?mess=252