Морозным и ясным зимним днём мы шли к Третьяковке. Под ногами хрустел белый, непривычно для современной Москвы чистый и обильный снег, а в воздухе разливался колокольный звон: в находящемся неподалёку храме начиналась служба. Любуясь предвечерней Москвой, когда солнце ещё не совсем зашло, но уже начала зажигаться иллюминация, мы шли на выставку Роберта Фалька.
Этот художник произвёл на меня впечатление прежде всего как оригинальный колорист. Среди его картин одинаково впечатляют и надолго отпечатываются в памяти как самые яркие, с сочными, смелыми, иногда даже кричащими цветовыми решениями, так и наоборот, самые пастельные и с приглушённой цветовой гаммой. На многих полотнах художник экспериментирует с оттенками синего и с сочетанием оттенков красного и зелёного. Интересно, что эти комбинации он использует, в том числе, и при изображении лиц людей на портретах!
Чеснок
Красные перцы и розовая пиала
Рябина осенью и Натюрморт с негритянской скульптурой
Яблоки на красной скатерти и Натюрморт с красным горшочком
Бретонский рыбак. Пример портрета кисти Фалька, написанного крупными мазками разных оттенков, в том числе и немыслимых, на первый взгляд, для цвета лица.
В начале ХХ века Роберт Фальк состоял в «Бубновом валете». Для современников бунтарский дух этого общества был очевиден: ромбики, напоминающие знак этой карточной масти, тогда пришивались на робу каторжникам. Начиная свой творческий путь «ниспровергателем» традиций, позже Фальк оказался их хранителем и проводником. Он прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам. Живописи Фалька свойственны большие грубые мазки, сливающиеся в игру цвета, света и тени. Он считал, что «холст представляет собой магнитное поле, на котором разыгрывается борьба положительных и отрицательных зарядов энергии».
Драматичная «Красная мебель» - одна из самых известных картин Фалька. Он написал её в 1920-е годы, на которые, помимо изменений в стране, пришёлся сложный период в личной жизни художника.
«Картошка»
Порой источником вдохновения становится самое простое и привычное. По воспоминаниям Ангелины Щекин-Кротовой, вдовы художника, он писал не один месяц эти несколько картофелин, и они не портились, потому что «у нас было холодно, как в погребе. Он любовался картошками: «Смотри, у каждой свой характер, это тебе не апельсины, похожие как две капли воды». «Сначала были лишь корзинка и картошка, а потом загорелась, словно угли над пеплом, морковь»- повествует Щекин-Кротова.
Яркие букеты
Натюрморт с креветками и раковинами
«Книги» и «Печка»
Художник любил «светло-серую погоду», идеальную для его концепции пейзажа, погруженного в атмосферу как тело в воду».Некоторые пейзажи навевают ассоциации со знаменитой шуткой про петербуржцев, умеющих различать бесконечное множество оттенков серого, правда, вместо Питера у Фалька Париж.
Три дерева. Набережная Сены
Пейзаж с водоемом
1. Картина «место под застройку». Это Париж первой половины ХХ века. В то время сносили обветшавшие кварталы, описанные Гюго в «Соборе Парижской Богоматери», и возводили на их месте новостройки. Художник очень жалел уходящий старый Париж и написал ряд пейзажей, навеянных, как бы мы сказали сейчас, «программой реновации». Среди них «Место под застройку» и находящаяся сейчас в Новгородском музее картина «Рабочий квартал Парижа. Начало стройки»
Впрочем, лазурно-голубых солнечных пейзажей у него не меньше, и они так же прекрасны. Конечно же, я не смогла равнодушно пройти мимо запечатленного на холсте Загорска (Сергиев Посад).
Загорск. «Солнечный день в Загорске» и «Загорск. Пейзаж с бельём». На пейзажах запечатлён один и тот же вид из окна дома художницы Т.Н.Шевченко в разную погоду.
Бухта в Балаклаве
Фикус
Кроме Франции и Подмосковья на пейзажах Фалька можно увидеть Крым, где он не раз отдыхал и Узбекистан, где находился в эвакуации во время войны.