Бог свидетель,но меня достали.Поговорим о делах наших тяжких-об масспродакшн и как вообще это всё не из ВИКИ,не понарошке,а взаправду.
Исторически с древних времён существовало РЕМЕСЛО или CRAFT, art был этому синонимом.Вообще в искусстве корнем всегда было ремесло,что старательно и выбил М.Дюшамп(по тэгу на него отдельный пост) своими писсуарами,чтобы расчистить дорогу для лёгких денег именно элите.Аристократам было запрешено заниматься ремеслом(вспомним длинные рукава бояр,руки дворянства в перчатках даже при еде,.трость джентльмена служила заменой руки примитивных операций-стук в дверь или кучеру,в английской армии выше майора(не помню точно) в набор входил такой изящный кожаный витой "стик" с полметра длиной,чуть не купил по случаю,невесомый-им он символически наказывал солдат как прикосновением волшебной палочки(только русские пролетарские маршалы Жуковы выбивали зубы ординарцам за нерасторопность).Благодаря Дюшампу появилось искусство концептуальное,верхом которого стала Йоко Оно,когда она предложила концепт,как инструкцию исполнения артефакта,типа blue print инженера на заводе,исполнение которого давалось "ремесленникам","не царское это дело".Современные художники типа Ай Вэя просто и тупо следуют этой традиции в русле стагнации совриска.
Возвращаясь к ремеслу начального периода искусства в истории-это Пирамиды или погребальные артефакты Фараонов-там функциональность с эстетикой вещи( красотой) неотличимы,кажущаяся примитивность и простота поражает на всю жизнь.
Потом появилось CRAFT PRODUCTION. Иконы , скрипки Страдивари и фарфор Мейсона из этой области.Прежде чем требовать "линки в студию"-почитайте Флоренского как иконописная артель положим Рублёва работала единым коллективом с разделением труда по ступеням-сначала шли "знаменщики" т е процарапывался рисунок на стене или левкасе...существовали "личники"(лицо и руки),"дольщики"...В артель отдавали детьми,брали далеко не каждого,они начинали с заварки чая,подметания пола,потом переходили на заготовки...при этом весь коллектив работал всегда тиражём на заказ.Артель была единым организмом, где каждая клетка знала своё место и функционировала согласно данной работе.Так же делал Севр,Мейсон, часовые мастерские, мебель,оружие.
Что здесь главное-работал настоящий конвейер, но полностью по принципу "подгонки по месту"(объяснение здесь позже).Я потом выложу фото моего любимого блюдца,где фабричный дефект отливки был обыгран при раскраске,т е брак был другим понятием,чем позже.Такие вещи редкие в антиквариате,это весьма свободное понимание одинаковости,но они свидетельствуют о большой свободе участников,работающих плечом к плечу вместе над одним объектом и с другими понятиями красоты.
Как то я встретил в развалах знакомого старого коллекционера.Он смотрел на современную подделку очень дорогого фарфора,который и сейчас якобы по старым формам производят официальные "наследники" Севра(это соответствует " самым дорогим современным скрипкам" из предыдущего поста).Вдруг мне пришёл в голову вопрос-"Филип,что бы ты сказал о разнице между этим и оригиналами?" Он засмеялся и неожиданно ответил-"Too nice".Всё верно-современные технологии убили не только истинную природную ассиметричность вещей,всё стало идеальным как ровный сигнал, мгновенно теряющий значимость и становящийся невосприимчивым для нервной системы,как чертёжная линия проведённая рейсфедером по линейке отличается от нервно рваной линии эскиза,сделанной рукой конструктора.
Я перейду к оружию,чтобы выделить этот момент.Оружие и машины изготовлялись ПОЛНОСТЬЮ с потрохами в одном коллективе,какой бы ни был он большим.Размеры соблюдались примерно,деталь работалась под деталь с ручной подгонкой и так исполнялись громадные тиражи.Как же ремонт? Испорченную деталь винтовки мог выполнить "по месту"(это современный термин) местный левша или она посылалась к изготовителю для ремонта.Нельзя было запастись запчастями-их просто не было,разве что болванки заведомо больших размеров.Присмотритесь к таким изделиям и вы увидите странно одинаковые цифры на всех его частях,иногда каждое с клеймом военного контролёра от государства.К примеру у меня есть пистолет Пушкинского времени-там везде цифра 36,а сколько их выпустили в тот далёкий день-мне неведомо,но не менее 36.Вот моя винтовка MARTINI RIFLE времён Англо-Бурской войны-там тоже одна цифра на всех деталях(не помню какая).Ето не сама она а прототип,главное это система Мартини brich lock,есть и сама тоже но фото позже-
-
![](http://pics.livejournal.com/konevin/pic/000k1x12/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/konevin/pic/000k2zfy/s640x480)
К слову сказать, половины механизма не хватало и он не открывался,так заржавел-пришлось тихо высверлить все оси,выбить части и заменить на самим сделанные.Стрелять не пробовал ещё-это для слонов особый патрон Бритиш систем-можете посмотреть в Утьюб стрельбы из таких ружл,я смотрел- так там человек в одну сторону,пуля в другую,я рядом стоящий столик в третью.Потом весёлый хохот выживших.
При такой древней системе сборки сделать что то специальное было как дышать-весь процесс был как дерево растёт. Мастер делал новый рисунок,все(не рабочий люд,не пролетариат а творцы) расходились по операциям,постоянно уточняя размеры ответных деталей..всё под контролем одного человека шло до полной сборки. Конечно войны требовали прогрессу и он наступил.
У истоков современной MASS PRODUCTION стоял не один человек,но первую конвейерную сборку Форда Модели Т осуществили в 1914 году в Мичигане.Форд не изобрёл конвейер,это было и и с иконами и в Севре,только без движущейся ленты.
Форд изобрёл СТАНДАРТИЗАЦИЮ и систему ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ а точнее систему допусков и посадок в машиностроении,контролируемую проходным и непроходным шаблонами.С этого момента появилась возможность делать машину в разных местах и разными фирмами а потом привозить в место сборки на конвейер и,особо не парясь,"впихивать и всовывать и плотно утрамбовывать."
Образно это так.Вал("папа"-таков жаргон сборки) 10 мм входит в отверстие 10мм по заданной посадке,т е степени тугости сидения в "маме",т е плюс- минус доли мм посчитаны в таблицах.Минус системы -"набегание допусков",например вал пришёл на сборку в предельном минусе а отверстие в предельном плюсе.Посадка обеспечена,но на самом пределе и малейший начальный износ сразу выводит эту пару из расчётного состояния.Такое случается редко и узел просто выбраковывают или на сборке или по жалобам заказчика.Здесь будет понятно почему Оскар Барнак свои первые довоенные Лейки выпускал единым комплектом коробки и трёх объективов,подогнанных вручную к конкретному винтовому байонету.Мировое производство как раз было на переломе систем.
Про использование системы допусков в мирных целях существовал курьёз на фирме Туполева.Как известно,дело они имели с большими и тяжёлыми машинами из десятков тысяч деталей.Туполев выдвинул идею минимальных допусков,т е каждый рабочий стремился сдать деталь в рабочих размерах,но как бы чуть легче.В результате серийная машина (не помню какая)стала легче на 300 кг.
На самом деле сложные механизмы обязательно имеют размер обработки "по месту"-невозможно рассчитать и исполнить всю цепочку,особенно к примеру пару плоско параллельных рычагов для выброса крылатой ракеты из фюзеляжа.В этой цепочке деталей всегда оставляется размер или прокладка с пометкой "ПО МЕСТУ". В таком случае в сборочных цехах работают слесаря более высоких разрядов и делают это совместно с инженером конструктором,как в добрые старые времена.Это напрямую относится к спорам в ЖЖ на тему пролетариата.Между слесарем механического цеха серийного завода, слесарем опытного производства и слесарем сборки опытного производства(изготовление прототипа для испытаний) разницы как между ПТУшником,техником и инженером.Это настолько разные рабочие,что и говорить нечего.Пролетариат-это нижняя ступень мастерства,люди совершенно не специальные,хомячки,исполняющие рутинные и простые операции.Именно появление массового пролетариата,как вовлечённых в промышленный труд недоучек послужило одной из причин революций по всей Европе.Вот именно такого плана умники и комментируют в ЖЖ.Сетевой пролетариат.
Кстати во время ВОВ создание "шаражек" резко сократило период производства опытных военных образцов-люди на тюремном положении,без зарплаты за еду и кров,инженеры вместе с рабочими делали первый прототип к примеру самолёта практически сразу в металле,и только потом переводили его в чертежи.Линка не дам просто из вредности.Короче Сталин погрузил страну в Средневековье и Инквизицию,ну и выиграл войну-лишнее доказательство,что скрипки Страдивари-это вам не в тапки срать-примитивная система Средневековья и кочевые племена варваров не только Рим придушат,но и Третий Рейх.
Короче антиквариат как бы логично заканчивается в 20-30 годы прошлого века.Правда и 50 годы и 60-е уже как бы тоже причислены к антиквариату,но это фишка для неграмотных.Принципы абсолютно другие.Да и вещи превратились в хлам,это дизайн.Кстати о дизайне-раньше дизайна не было а вещи были,сейчас наоборот.Разница тут между ремеслом,ответственностью за качество и модой,гонкой за продажами.Делать нечего-время такое,надо учится жить в дерьме,но ведь можно в отдельно взятом доме устроить неприступную крепость,натаскать детей на хорошее и выпустить их с хорошими ориентирами в наш больной мир.Они не пропадут-приучены находить и читать хорошие книги,а в ВИКИ только за датами ходить.Но в одном я уверен- они уже никогда не станут пролетариатом.