Перечитал "Епифанские шлюзы". Эту повесть называют первым платоновским шедевром, хотя теперь ее как-то задвинули "Котлован" и "Чевенгур", вовсе нездешние по своей поэтике. В "Шлюзах" лингвистический градус еще не столь высок, но уже присутствует узнаваемый платоновский взгляд на мир. Платонов, которому на момент написания повести не было еще тридцати, угадал главное свойство русской реальности - ее медленное, вязкое, засасывающее воздействие: ни один инженер и ни один царь ничего тут не сможет сделать, глина провалится, вода уйдет в песок. Выгодный сюжет "наивный иностранец в России" до и после "Шлюзов" разыгрывался в самых разных декорациях; если проводить структурные параллели с современностью, то на память сразу приходит гиголашвилиевский "Захват Московии" - без преувеличения выдающийся роман о приехавшем в нынешнюю Москву немецком студенте. Бертран Перри и Манфред Боммель - их визиты в Россию наглядно демонстрируют, что история склонна повторяться, в 1927-м она подана как трагедия, в 2012-м - как фарс, но по сути это одна и та же история.