О грибах, людях и Божьем промысле
Время действия - наши дни, место действия - дачный поселок под Петербургом. Главные герои - соседи по этому самому поселку: он - рассеянный интеллигент, неудачливый переводчик, она - преуспевающая бизнес-леди. Для него огромной проблемой становится сломавшийся дверной замок, она намерена продать доставшийся в наследство дом. Повествование то и дело переключается с одного на другую, и очень быстро оказывается, что общего у героев гораздо больше, чем предполагается: при всей несхожести темпераментов оба привязаны к этому месту, живут своим прошлым, памятью о родителях - наивных, нелепых, уже исчезнувших людях. Отсюда и ключевой образ грибницы как сложного и запутанного переплетения родственных связей: связь между нами и нашим прошлым - сокровенная, биологическая, не до конца ясная. Грибы - промежуточная, загадочная форма жизни - не просто образный код к роману, а целая метафорическая система, в которой ботанический сад превращается в Эдем, а в декорациях дачного поселка разыгрывается мистерия шести дней творения. Впрочем, в какой-то момент Чижова дает читателю более очевидную подсказку - в том эпизоде, когда главная героиня приходит в библиотеку и просит почитать что-нибудь современное "про отцов и детей". "Планета грибов" и есть такая современная версия тургеневского романа, вернее, той его части, где Базаров приезжает навестить родителей. Иной поклонник твиттера упаковал бы содержание книги в формулу "роман о несчастливых людях, не знающих, что делать со своим прошлым" - но за рамками такого твита осталась бы богатая образная и интонационная инструментовка повествования, музыка этой светлой минорной прозы.