"Царь головы" Павла Крусанова

Jun 24, 2014 19:12



Со времён Гоголя и Достоевского всем известно, что петербургская литература - особенная: у неё свои источники вдохновения, свой культурный слой, своя сюжетика, свои отношения с чертовщиной. И уж конечно петербургская литература не сводится к филологическим играм, к хулиганству в Пушдоме. Это хулиганство особого рода - философическое. Жанр «Царя головы» (формально это сборник рассказов, ну так и «Петербургские повести» названы обманчиво просто) можно определить как «занимательная метафизика». Книга состоит из двух разделов. Первый называется «О необычайном», здесь в каждой истории присутствует некое чудо, составляющее сюжетное зерно (мешок света; чертенята, заточённые в трёхлитровой банке; таможенник, переселившийся в тело собаки; зловещий таксидермист на кафедре зоологии питерского университета; как, спрашивается, Крусанову всё это пришло в голову?!). Второй раздел называется «Узорник» и включает истории жизни нескольких загадочных джентльменов; здесь темп повествования иной, и в какой узор эти истории складываются, понимаешь только на последней странице.

Крусанов постоянно побуждает читателя прислушаться к чему-то тайному, неочевидному, нашёптывающему - ну да, к тому самому «царю в голове», который в русской поговорке представляет собой фигуру отсутствия. Помимо «чудес» и «странностей» тут важна стилистическая оболочка, многочисленные философские пассажи, которые не тормозят действие, а органически в него вплетаются. Из рассказа «Мешок света»: «Он считал эзотерику не более чем лукавой заменой Бога, вера в которого в Никодимове преступно колебалась. <…> Если Никодимова и занимала проблема пути, то выглядела она скорее так: как выстроить свои отношения с тем, что его окружает, цельным, нефрагментированным образом? Ведь тут следует пускать в дело разные навыки: в отношениях с книгами придётся понимать, в отношениях с людьми - терпеть, в отношениях с местностью - жить. Как отлить это в единой форме?» И правда: как? Вот так задумываешься, а потом спохватишься - чем там кончилось-то? И кончается всегда немного не так, как представлял.

Возможно, лучший русский сборник рассказов со времён елизаровского «Мы вышли покурить на 17 лет».

крусанов, редакция елены шубиной, внеклассное чтение

Previous post Next post
Up