Обратная задача

Nov 16, 2012 13:41

В реконструкции танцев можно выделить два подхода, не исключающих, а скорее дополняющих друг друга. Долгое время я просто брал танцевальные учебники, и пытался сделать как там написано. И если учебник достаточно подробный, то этот подход работает достаточно хорошо. Но не бывает слишком подробных учебников, некоторые детали исполнения часто приходится додумывать из головы. И это "из головы" плохо поддается независимой проверке.
С другой стороны есть иной подход. Это решение обратной задачи, относительно описания танца. Найти такой танец, который бы автор текста описал таким образом. Это задача, для которой нет прямолинейного метода решения. Зато когда получается составить этот пазл так, чтобы получалась непротиворечивая картина, то удается ухватить не только какой-то отдельный аспект, а часть цельной картины танцевальной культуры. Можно как-то судить об отношениях автора и читателей к этим танцам, их приоритеты, их эстетические переживания относительно него, вообще о том, какую роль играли эти танцы в их жизни.
Для меня эта обратная задача - понять как же танцевали этот танец, что его потом стали вот так описывать. Только задача гораздо шире одного танца. Она тянет вообще всю культуру эпохи в итоге, но можно приближать частями.
То есть вот для меня вопрос, кто и как танцевал эти балетти, что их публиковали сборниками по 100 штук в текстовом описании с музыкой?
Как они так танцевали гальярду, что полвека публиковали сборники из 100 вариаций, поначалу еще и очень схематично описанных?
Это из общих вопросов, а и частностей например в той же гальярде. Чем отличается passeggio от mutanza? Одно и то же ведь, ногами подергали и каденца. Ан вот половина авторов их четко разделяет.
Как так получилось, что Рамо пишет, что падебуре и флере - разные шаги? Вот есть первый котильон, описанный как бранль, танцевали ли тогда при дворе другие бранли?
И много других. Ответы на эти вопросы не найти просто читая тексты, нужно искать ответы так, чтобы модельный автор для модельных читателей написал бы как раз такой текст.
Но для таких вещей не обойтись изолированным анализом одного источника. Прочитать от корки до корки все, что найдется по теме, поискать отсылок в художественной и мемуарной литературе, подумать и попробовать разные варианты. Тогда картинка начинает складываться. Одно из очень любопытных наблюдений прошлого года, это когда я замечаю, что те замечания, которые я делаю своим ученикам, оказывается совпадают с теми предупреждениями, которые делает своим читателям автор старинного учебника.
Если мы делаем те же ошибки, что и танцоры далекого прошлого, наверное мы на верном пути.

танцы

Previous post Next post
Up