Сегодня вновь принимала экзамены у молодых дизайнеров интерьера. Точнее, у будущих помощников дизайнера, так как речь идет о среднем специальном образовании в профессиональной школе Victoria, которая при RISEBA.
К моем удивлению и удовольствию 2 из 4 проектов были выполнены с эскизами от руки вместо визуализаций в Архикаде. Это очевидно новая тенденция, люди начинают понимать, что хороший эскиз лучше плохой визы.
И вот как раз на эту тему у меня с одним из преподавателей разгорелся спор. Я пыталась ей объяснить, что, хотя я двумя руками ЗА ручную подачу, но она все же должна быть информативной, качественной и правдивой. Одна из девушек сделала очень красивые эскизы, но явно наврала с масштабом на них, глядя на план это довольно очевидно. Не говоря уже о том, что по ее эскизам было довольно сложно понять, какие материалы будут использованы и как их фактуры и цвета будут сочетаться. Преподаватель оппонировала мне, что мол это это экиз, а не чертеж, на нем не может быть все идеально! И говорила, что все визуализации безличны в своем фотореализме, а эскизы живые и эмоциональные. Это вечный спор поколений, мне мама рассказывала, что в ее юности такие же обсуждения шли насчет перьевых и шариковых ручек. И хотя я конечно прогрессист и всегда ЗА развитие новых технологий, но хочу все же посмотреть на данную проблему под другим немного углом.
То, что делает дизайнер интерьера - ни разу не искусство. Продуктом труда дизайнера является, вопреки общественному мнению, не картинка, не чертеж и даже не папочка с проектом. Продуктом труда является готовый интерьер заказчика. И этот интерьер не должен стать для заказчика сюрпризом! Вариант а-ля «Квартирный вопрос» мы в расчёт не берем ;) Задача дизайнера при помощи эскизов или визуализаций донести свою мысль до заказчика. Показать ему, каким будет будущий интерьер. Цель эскиза или визуализации - чтобы в голове у заказчика сформировалось правильное ожидание. Цель эта чисто прикладная! Картинки ради картинок мы не рисуем, точнее делаем это крайне редко.
Не важно, чем рисовать - на компьютере или от руки. Компьютер, как и карандаш, маркер, акварель - это инструмент. И как любой инструмент, он имеет свои ограничения, а также плюсы и минусы.
Плюсы компьютерной графики очевидны. Когда создаешь модель в 3D, компьютер не даст тебе ошибиться с перспективой. Когда делаешь планировку в Архикаде, он не позволит сильно испортить эргономику - у унитаза будет более или менее стандартный размер, как и у дивана. Если даже ни во что не вникать, сильно с объемами не напортачишь. Соврать можно, но этим нужно озадачиться специально.
Однако минусом является именно безжизненность и безличность большинства картинок! Дело не в уровне фотореализма, самые идеальные визы тоже бывают безэмоциональны. А еще хуже бывает, когда виза и реалистична, и красива, и композиционно проработана, и интерьер прекрасен, и эмоции видны - а технически нарисовано неправильно. Что-то висит в воздухе или наоборот куда-то врезается так, как не может в реальности.
Плюсом же эскиза является именно художественность априори. В любом самом среднем эскизе (совсем плохие конечно нет) видна и эмоция, и настроение, и личность автора.
Но зато есть большое пространство для ошибок при построении перспективы, соблюдении масштаба и т.п. И это минус ручной графики. Ну и еще конечно сложность с исправлением ошибок.
Так вот, дело не в том, что ручная подача лучше компьютерной. Или дигитальная графика лучше ручной. Дело в голове и руках автора! Именно он привносит в работу эмоцию и творчество, а не инструментарий, с которым он работает. Просто в зависимости от выбранного инструмента, человеку нужно большее внимание обращать на определенные аспекты.
В завершении хочу показать примеры отличных работ из обоих «миров».
Павел Терехов, с которым я познакомилась в Перми, рисует маркерами, но его никто не сможет обвинить в том, что его работы неинформативны, на них не читается текстура или не понятны пропорции.
А моя подруга Света Хахаева делает красивые визуализации, которые может и не самые идеальные в смысле фотореализма, но зато отлично передают настроение интерьера и личность автора.