Это наверное самый часто задаваемый вопрос на моих семинарах - как заставить клиента заплатить / подписать акт / следовать проекту без самодеятельности / покупать в указаных салонах / разрешить фотосессию?
Люди ждут волшебную пилюлю, которая решит все их проблемы. Ведь в интернете на каждом углу предлагают такие волшебные пилюли - для похудения, для лечения, для улучшения личной жизни, для денег... Значит и для дизайнеров должна быть такая!
Тем ни менее, я всегда на этот вопрос отвечаю одинаково - никак. Дизайнер на клиента может влиять, может его уговаривать и убеждать, мотивировать, может попытаться давить, настаивать, а некоторые дизайнеры даже умудряются на клиента орать. Знавала я таких, и некоторым это даже сходило с рук ;) Но не существует способа, который в рамках отношений "заказчик-исполнитель" может заставить человека сделать то, чего он не хочет!
Хотя есть у меня секретный способ повлиять на заказчика с большой долей вероятности успеха - но это касается только эстетической составляющей проекта и имеет ряд серьёзных ограничений. Как-нибудь расскажу, напомните мне, если забуду.