Удивительно, но некоторые люди всерьез думают, что дизайнер берется за любую работу! Мол, было бы предложенно. Иногда разговаривая по телефону с новым потенциальным клиентом я слышу "Нам нужно познакомиться, вдруг вы мне не понравитесь и я не захочу с вами работать?" Все это очень верно, я сама много раз
писала, что для заказчика дизайнер интерьера станет очень близким человеком на много месяцев, а то и несколько лет. Поэтому к его выбору нужно отнестись не менее ответственно, чем к выбору врача.
Но с другой стороны, когда я в полушутя отвечаю "Конечно, мне тоже нужно понять, захочу ли я с вами работать", повисает неловкая пауза. Мой собеседник как будто спотыкается об эту мысль. Конечно, все понимают, что мы можем не сойтись в цене или у меня может быть много работы. Но забывают тот факт, что я тоже хочу работать в комфортных для меня условиях с приятными мне людьми. Собственно, по-моему это основная причина того, что люди организовывают свой бизнес - возможность делать дело по-своему.
Меня на семминарах часто спрашивают - отказываю ли я клиентам? Собственно, сам вопрос подразумевает даже у дизайнеров некоторое сомнение - можно ли отказать клиенту? Конечно можно, я переодически отказываю! И далеко не только по причине загруженности, в конце концов можно предложить людям подождать - у многих сроки гибкие достаточно.
Я принимаю решение о работе с данным конкретным объектом, основываясь на трех пунктах:
1) Денежный интерес - само собой, это же бизнес, суть зарабатывание денег
2) Польза для портфолио - насколько этот проект соответствует моему
стилю, можно ли его отснять и потом опуликовать в журнале
3) Комфортный в общении клиент - насколько мне комфортно с этим человеком общаться, обычно это в течении первой встречи уже понятно, хотя конечно бывают и сюрпризы, причем как со знаком минус, так и со знаком плюс.
Простой пример, приходит человек с идеей сделать ресторан в современном стиле (пункт 2 удовлетворен), очень приятный в общении (пункт 3 есть), но когда доходит разговор до цены - начинает жестко торговаться, сбивать цену (ценность пункта 1 падает). Два пункта из трех - можно работать. Я дам ему дополнительную скидку, потому что проект мне интересен не только с финансовой точки зрения.
Другой пример, приходит человек с городской квартирой, в которой хочет классический интерьер с короннами, хрустальными люстрами, шторы с ламбрикенами и т.п. То есть пункт 2 мимо. Но при этом человек приятный (пункт 3 есть) и денег платит столько, сколько я запросила (пункт 1 есть). Опять же, два из трех - можно работать.
Или приходит человек, душка, красивый интересный проект, достойная оплата - но сразу говорит, что не разрешит проводить
фотосессию и опубликовать интерьер. То есть все равно пункт 2 пролетает. Но можно работать.
Конечно, есть клиенты, которые по всем трем пунктам устраивают, и их не так уж и мало. С этими вообще у нас не работа, а сказка :)
Но были у меня и такие прецеденты - обращается компания с просьбой сделать интерьер стрип-клуба на первом этаже отеля в сомнительном районе. То есть по сути - притон и бордель. Сразу обозначают стилистику - красный бархат, золото, перья, нео-бароко и т.п. То есть, никак этот проект не принесет пользу для портфолио - ни его на премию не подать, ни в журнале напечатать... Вообще, не факт, что захочется кому-то говорить, что это я делала. Ладно, прихожу на встречу - вижу среди участников одного человека, с которым я уже сталкивалась, и он не оплатил мои услуги. То есть, о комфртной работе можно тоже уже забыть, буду все время на взводе - не обманут ли, заплатят ли? То есть, два пункта из трех уже в минусе, и я понимаю, что работать с этим проектом не буду.
Или вот скажем, реальный пример - человек с очень интересной для меня квартирой, оплата хорошая, но меня настораживает его стиль общения. Вроде как не плохо, но как-то он меня пугает слегка. Но поскольку он соглашается сразу сходу на фотосессию и публикацию - то я решаю работать. И кстати, вполне успешный проект, люди уже живут и думаю, скоро будем его снимать. С заказчиком сработались, хотя все равно я в его присутствии слегка нервничаю, сама не знаю почему :) Повода вроде нет, а не спокойно мне.
Бывают, кстати, люди, которе по всем трем пунктам имеют минусы, редко, но бывают. Что характерно - заказчиками они не становятся :) Причем мне даже отказывать им не нужно :D
Кстати, эту формулу придумала не я, где-то в беседах с дизайнерами услышала. Увы, первоисточник не помню :( Но автору такого принципа респект - очень помогает мне в жизни. Потому что наверное у всех дизайнеров были проекты, когда ты не только говоришь себе "будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!" И даже когда в растерянности спрашиваешь себя - ЗАЧЕМ вообще я это делаю???