Прикреплена таблица: соотношение потерь по национальным группам.
Причинами были:
1) Массовое дезертирство.
Вот что сказано в докладной записке на имя наркома внутренних дел Берия «О положении в Чечено-Ингушской АССР», составленной зам. наркома госбезопасности Богданом Кобуловым по результатам его поездки в Чечено-Ингушетию в октябре 1943:
«Население [республики] за время войны сократилось на 25 886 человек и насчитывает 705 814 человек. Чеченцы и ингуши по республике составляют около 450 000. В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП(б), в т. ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов. Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 г. вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах. Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.
В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам… Группа чеченцев… укрыла парашютный десант офицера германской разведслужбы Ланге и переправила его через линию фронта. Преступники были награждены рыцарскими орденами и переброшены в ЧИ АССР для организации вооруженного выступления.
По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР, на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов… На 1 ноября 1943 в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки.
Свыше 4000 человек - участников вооруженных выступлений 1941-1942 гг. - прекратили активную деятельность, но оружие - пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки - не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ».
Оценим масштабы уклонения чеченцев и ингушей от службы в Красной Армии. На начало войны их численность составляла приблизительно 460 тысяч человек, что после мобилизации должно было дать примерно 80 тысяч военнослужащих. Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2, 3 тысячи чеченцев и ингушей.
Много это или мало? Вдвое меньший по численности бурятский народ, которому немецкая оккупация никак не грозила, потерял на фронте 13 тысяч человек, в полтора раза уступавшие чеченцам и ингушам осетины - 10,7 тысячи. После депортации было уволено из армии 8894 человек (включая балкарцев, чей народ был выселен сразу же после ликвидации ЧИ АССР). В результате получаем, что в рядах РККА служило около 10 тысяч чеченцев и ингушей, т. е. меньше 1/8 призывного контингента. Остальные 7/8 от мобилизации уклонились или дезертировали.
Между тем бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время Великой Отечественной войны наказывались в СССР по всей строгости. Пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников также карались. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши. Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке!
2) Бандитизм.
Именно дезертирство служило ресурсом для вербовки членов в бандитские ячейки. Чеченцы-дезертиры составили костяк будущих бандформирований, воевавших против Красной Армии. С июля 1941 по 1944 год на территории Чечено-Ингушской АССР было уничтожено 197 банд. Потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте! И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в «восточных батальонах»!
А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» также можно отнести к предателям.
Старые «кадры» абреков и местных религиозных авторитетов были выбиты давно. Однако на смену им пришла молодая смена - воспитанные Советской властью, учившиеся в советских вузах комсомольцы и коммунисты, наглядно показавшие справедливость пословицы «Сколько волка ни корми…». Крупнейший из чеченских полевых командиров времен Великой Отечественной войны Хасан Исраилов, известный под псевдонимом «Терлоев» в 1929, 19-летним вступил в ВКП(б) и в том же году поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону.
В 1933 году для продолжения учебы Исраилова отправляют в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. В 1935 году он был арестован по ст. 58-10 ч.2 и 95 УК РСФСР и осужден к 5 годам лагерей, однако уже в 1937 году вышел на свободу. Вернувшись в Чечню, работал адвокатом в Шатоевском районе. После начала Великой Отечественной войны Хасан Исраилов с братом Хусейном развил бурную деятельность по подготовке всеобщего восстания чеченцев. Им были созданы многочисленные боевые группы.
Первоначально восстание было назначено на осень 1941 (а не на зиму 1940 года, как лжёт Автурханов) и должно было быть приурочено к подходу немецких войск к границам республики. Однако гитлеровский блицкриг сорвался, и срок начала мятежа был перенесен на 10 января 1942 года. Но из-за отсутствия чёткой связи между повстанческими ячейками отложить восстание не удалось.
Единое выступление не состоялось, вылившись в разрозненные преждевременные действия отдельных чеченских групп. 21 октября 1941 года жители хутора Хилохой Галанчожского района разграбили колхоз и оказали вооруженное сопротивление пытавшейся восстановить порядок опергруппе. Для ареста зачинщиков в район был послан оперотряд из 40 человек. Однако его командир совершил роковую ошибку, разделив своих людей на две группы. Первая из них была окружена повстанцами, разоружена и расстреляна. Вторая стала отступать, попала в окружение в селе Галанчож и также была разоружена. Выступление чеченцев удалось подавить только после ввода крупных сил.
Примерно через неделю вспыхнуло восстание в селе Борзой Шатоевского района. Собравшаяся там толпа обезоружила милицию, разгромила сельсовет и разграбила колхозный скот. С присоединившимися повстанцами из окрестных сел борзоевцы пытались сопротивляться подошедшей опергруппе НКВД, однако, не выдержав её удара, чеченцы рассеялись по лесам и ущельям.
Такие нечестные люди как Автурханов и Нухажиев бессовестно врут. Их враньё о великой вайнахской истории мало чем отличается от истории великоукров.
Будем и дальше развивать этут тему, оставайтесь с нами.
История в кадре / History.doc