«Украинцы» - это особый видъ людей. Родившись русскимъ, украинецъ не чувствуетъ себя русскимъ, отрицаетъ въ самомъ себѣ свою «русскость» и злобно ненавидитъ все русское. Онъ согласенъ, чтобы его называли кафромъ, готтентотомъ - кѣмъ угодно, но только не русскимъ. Слова: Русь, русскій, Россія, россійскій - дѣйствуютъ на него, какъ красный платокъ на быка. Безъ пѣны у рта онъ не можетъ ихъ слышать.
Но особенно раздражаютъ «украинца» старинныя, предъ-ковскія названія: Малая Русь, Малороссія, малорусскій, малороссійскій. Слыша ихъ, онъ бѣшено кричитъ: «Ганьба!» («Позоръ!» Отъ польскъ. hańba). Это объясняется тѣмъ, что многіе изъ «украинцевъ» по тупости и невѣжеству полагаютъ, будто бы въ этихъ названіяхъ кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношенію къ населенію Южной Россіи. Намъ не встрѣчалось ни одного «украинца», который захотѣлъ бы выслушать научное объясненія этихъ названій и правильно усвоить себѣ ихъ смыслъ...
Какъ же понять такой парадоксъ, что русскіе ненавидятъ свою «русскость» какъ что-то имъ чуждое и отвратительное? Мы полагаемъ, что это странное явленіе можетъ быть объяснено только изъ ученія о расахъ. Населеніе Южной Россіи въ расовомъ отношеніи представляется смѣшаннымъ. Русское въ своей основѣ, оно впитало въ себя кровь цѣлаго ряда племенъ, преимущественно тюркскаго происхожденія. Хазары, печенѣги, такіе мелкіе народцы, какъ торки, берендѣй, ковцы, извѣстные подъ общимъ именемъ черныхъ клобуковъ (каратулѣй), половцы, татары, черкесы - всѣ эти племена преемственно скрещивались съ русскими и оставили свой слѣдъ въ физическихъ и психическихъ особенностяхъ южнорусскаго населенія.
Наблюденія надъ смѣшеніемъ расъ показываютъ, что въ послѣдующихъ поколѣніяхъ, когда скрещиваніе происходитъ уже только въ предѣлахъ одного народа, тѣмъ не менѣе могутъ рождаться особи, воспроизводящіе въ чистомъ видѣ предка чужой крови. Знакомясь съ дѣятелями украинскаго движенія начиная съ 1875 года не по книгамъ, а въ живыхъ образахъ, мы вынесли впечатленіе, что «украинцы» - это именно особи, уклонившіяся отъ общерусскаго типа въ сторону воспроизведенія предковъ чужой тюркской крови... «украинцы» отличаются обыкновенно тупостью ума, узостью кругозора, глупымъ упрямствомъ, крайней нетерпимостью, гайдамацкимъ звѣрствомъ и нравственной распущенностью. Такія свойства низшаго духа въ полной мѣрѣ присущи были самому украинскому святому и пророку Тарасу Шевченко. Поэзія его дѣйствуетъ на души его поклонниковъ не возвышающимъ, а понижающимъ образомъ. Она не смягчаетъ ихъ, не облагораживаетъ, не вызываетъ въ нихъ нѣжныхъ, добрыхъ чувствъ, а, напротивъ, огрубляетъ, развращаетъ, озвериваетъ.
«Украинская идея» - это гигантскій шагъ назадъ, отступленіе отъ русской культуры къ тюркскому или берендейскому варварству. Въ древнерусской лѣтописи часто повторяется о тюркскихъ кочевникахъ, что они «заратишася» на Русь, то есть пошли на Русь ратью, войной. Возрождаясь въ «украинцахъ», они опять идутъ войной на Русь - въ области культурной: они хотѣли бы стереть всякій слѣдъ «русскости» въ исконной, сердцевинной, Малой (въ греческомъ пониманіи) Руси. Все русское для нихъ - предметъ глубочайшѣй ненависти и хамскаго презрѣнія...
Только духовно преображенная, сильная Россія, объединяющая подъ знаменемъ общерусской культуры всѣ вѣтви русскаго племени и сбросившая съ плечъ грузъ этнографической Польши, постоянно ослаблявшей русскую мощь, съ доступомъ черезъ Босфоръ и Дарданеллы къ міровымъ торговымъ путямъ - только такая Россія обезпечитъ спокойствіе Европы и дастъ возможность западнымъ народамъ нормально развивать свою хозяйственную дѣятельность. Безъ возстановленія Россіи Европа вѣчно будетъ хворать. Менѣе всего поможетъ ее выздоровленію искусственно созданная соціалистическая «Украина»".
Русский историк А. В. Стороженко (1857-1926 г.г.). Украинское движеніе: краткій историческій очеркъ