Маленький американский (?) северный городок Норт Ривер сталкивается со странными происшествиями - кто-то или что-то убивает коров местного фермера. И вскоре в городок переводят нового полицейского из большого города. Но это только начало серии таинственных происшествий, за которыми последует серия жестоких убийств. Имейте в виду, что дальше буду обильно спойлерить, пиная убогий сюжет книги (а читать ее не рекомендую). Так вот, далее выясняется, что это некое страшное северное НЁХ и теперь старый полицейский из городка, новоприехавший и фермер, у которого прибили всех коров, будут совместными силами с этим НЁХ бороться.
Сперва скажу одну единственную хорошую вещь о книге - на первых порах, пока автор не запутался в нагромождении наивного бреда, определенную атмосферу маленького северного городка и странных происшествий создавать получалось. Язык романа достаточно простой, в каких-то местах цеплял глаз, но в целом особого отторжения не взывал (но у меня в принципе планка требований не слишком высокая). Имеется три «точки зрения» - но по самому тексту различить от лица которого из трех ГГ идет повествование вообще невозможно, стилистика текста/мыслей/поведения у всех троих вообще идентичны. С самого начала у меня возникло странное ощущение стерильности и надуманности - в настоящем американском тексте как-то хорошо понимаешь о каком регионе США (ну или Канады) идет речь, есть какие-то местные фишки и маркеры. А тут был какой-то «американский городок в вакууме», и эта странность скоро стала навевать мне мысль, что книга-то, несмотря на имя автора и название, не переведенная. И чем дальше, тем эта уверенность все больше крепла. А когда уже пошли фразеологизмы вроде «Просто вылитый папа Карло» это было уже убеждением, которое подтвердил фантлаб, где указано «Язык написания: русский». Работа полицейского участка и самих полицейских описана человеком, который в такой участок ни разу не заходил, и более того, даже особо детективных книг или же сериалов-процедуалов тоже не смотрел.
Приехавший полицейский - Фрэнк Миллер оказывается очень старым (долго пролежавшим в коме) и обладающим сверхспособностью слышать мертвых в течение 24 минут после их смерти. И один раз эту способность пытаются использовать (но при этом совершенно бездарно) - когда находят труп в лесу. Зачем оно нужно непонятно совершенно (собственно примерно с этого момента книга для меня перешла из категории хоррор/триллер в комедию, т.к. чем дальше, тем больше я ржал над несуразностями сюжета); возможно оно проявило себя в других частях серии (имеется еще два романа-приквела), но тут вообще роли не сыграло. Итак, городок вскоре после убийств оцепляет армия и никого не впускает/не выпускает, ведь оказывается, что выше по реке такие убийства уже выкосили все женское население другого городка. Казалось бы - тут должно начаться ощущение отрезанности, паника среди населения, перебои с доставками, паранойя и всеобщий страх? Не, зачем, все живут как обычно, а расследование топчется на месте, проходит больше месяца, потом еще пара недель… И ничего, люди продолжают жить своей обычной картонной жизнью. Что еще смешнее - в итоге выясняется, что НЁХ, который принимает форму (и видимо еще и память) пожранного человека, появился из ямы с трупом (вышеупомянутым), пролежавшим в земле уже множество лет. Но подождите, ведь все расследование и оцепление городка началось с того, что аналогичные убийства уже произошли выше по реке… После этого у полицейских остается как бы две подозреваемых девушки и что они дальше делают? Ничего, просто дальше их подозревают. «Переселение» во время праздника у катка, когда находят новые трупы - тотальный фейспалм. Тогда спустя несколько недель, потеряв нить расследования, детективы решают выманить НЁХ при помощи… суперконкурса на катке для детей и подростков! А вдруг НЁХ вселился в кого-то постарше? Не, это мелочи - пренебречь! А как конкурс вообще поможет? Так ведь НЁХ такой ловкий, что не сможет сдержаться и не показать свою ловкость! Думаете утрирую? Цитата «- Организуем конкурс для всех девочек младше шестнадцати лет на ледовом катке. Предложим детям такие призы, которые заставят явиться на состязание даже самых ленивых и застенчивых. И внесем в список подозреваемых тех, кто все же не придет, не имея для этого объективных причин, - Фрэнк допил остатки грога и повел онемевшими от долгого сидения за столом плечами. - Думаю, наша тварь не станет отказываться от такого события, чтобы не ставить себя под удар. И, если я прав, окажется в числе тех, кто ни разу не свалится на коньках.»
Я уж не говорю про массу постоянных косяков и недостоверностей, вроде такого «На диалекте анишинаабе никто давно не говорит, это мертвый язык. Так что болтать на нем без умолку не так-то просто.» - говорит фермер во время беседы с бабуськой, которая вообще не знает английского… Т.е. носитель языка (пусть уже в качестве второго) говорит с другим носителем, иного языка не знающим… Т.е. это по определению не мертвый язык (вымирающий, да, но не мертвый). И подобное происходит с каждой мало-мальски специфической областью знания.
Вопрос - а зачем я написал самый злобный отзыв в своей жизни? Ну клепает себе кто-то слабые графоманские романчики про обычного Джона из Пенсильвании ни разу не бывав в США, какая разница? Дернуло меня это сделать, во-первых, из-за того, что обидно за большое количество хороших авторов, чьи крепкие/хорошие/отличные книги вообще не попадают в печать, а их масса. И, во-вторых отзывы, которые меня просто убили. На литресе только восторженные «Ну, должен сказать, что эта книга стала лучшим, что я читал за последние пару лет.», «Восхитительный мистический триллер.», «Очень атмосферная книга, никогда еще раньше не испытывала таких ощущений, читая художественную литературу, поэтому даже и не знаю, как описать свои эмоции.», «Книга просто бомба. Прочитала за один вечер.» (на аватаре правда мужская фотка, но отзывов вроде хватает), «Прекрасно прописанные главные персонажи». Сперва даже подумал, что может там их модерируют или их написали родственники и друзья автора, но промотав пару десятков отзывов пошли уже разные, в том числе с которыми я уже был более согласен, вроде этого: «Купила эту книгу по отзывам: куча «залайканного» восторга. Жаль не докрутила до конца, где в минусах негативные отзывы. А ведь есть с чего.» . На «Отзовике» за редким исключением очень положительные (причем от авторов с большой Репутацией), в Лабиринте всего несколько, но положительных, на Лайвлибе смешанные - а на Флибусле только плюются. И вот не пойму - это так грамотно проведена СММ-рекламная кампания, или действительно подавляющему большинству ни качество текста, ни вменяемость сюжета уже совершенно не нужны…