Виктор Глебов "Жажда" (2018)

Feb 08, 2019 08:29


Редкая изнуряющая жара накрыла Петербург летом 189*-го , обессиленная столица хватается за любую сенсацию - и такой оказывается серия странных смертей в Кленовой роще, находящейся недалеко от границы то ли деревне, то ли в мелком городе (автор явно сам не определился, элементы реалий помещицкой деревени и почти уездного города произвольно смешаны). Читатель сразу понимает в чем тут видимо дело - у двух жертв отметки на шее и отсутствует кровь, а две другие обнаружены с ранами в сердце. Читавший Дракулу и иже с ним и не сомневается в подоплеке происходящего, даже герои романа - сам следователь Инсаров и сопровождающий его обрусевший француз патологоанатом Мериме - в шутку или всерьез подозревают клыкастых.
А что в итоге получит читатель - в общем-то, что и обещано, готический детектив с весьма удавшейся атмосферой, достаточной осмысленным расследованием и большим количеством действия. Будут тут и дворцы с аристократами, и тайны старинных картин, и заброшенные руины, и ночные походы на кладбище, и призраки, и зловещие цыгане, и все новые трупы. Вообще то и дело всплывают какие-то ассоциации - то с "Сонной лощиной" (причем и литературной и киношной), то с "Бесстрашными охотниками на вампиров" Поланского, то еще с какой готической классикой.
Вообще вся серия про Инсарова - это литературная игра, ее элементы присутствуют и тут; а сам его мир это не реальная Российская империя, а некий альтернативно-литературно-исторический конструкт, и в данной его версии патриарх Кирилл Лукарис видимо таки склонился к кальвинизму и успешно реформировал православную церковь по пресвитерианскому образцу, так как описанное в книге дество в церкви никак не православное, а вполне себе классически протестантское.
С точки зрения построения сюжета на мой вкус не все гладко.
Автор несколько раз применяет занятный прием - видимо осознавая какую-то логическую дыру или какой-нибудь косяк в действиях героев, но нужный для сюжета, он его вербализирует, давая какое-то объяснение (н-р в ночь похода на кладбище Инсаров стреляет в своем номере в "гигантское насекомое", но ни хозяин, ни два постояльца не приходят, и И. решает, что мол второй раз уже стреляет, поэтому видимо никто не среагировал; но ведь это не отменяет факта, что герои должны подозревать, что остальные жители гостиницы проснутся и могут увидеть выходящих на улицу, а вся конспирация теряет смысл), которое меня как читателя не всегда убеждало. Ну и мощная мешанина всего дает специфический привкус - имеется и призрак (причем ее появление сильно смахивает на то, что было в " Фаталисте") и вампирская тема, и НЁХ, и вудуизм; в итоге создается впечатление перебора количества специй, тем более что два из упомянутых элементов были не обязательны, так что хотя бы одним из них можно было и пренебречь, пошло бы на пользу.
В целом - получился не шедевр, но достаточно занятный историческо-антуражно-детективный роман, с фандоринским циклом не сравнить, но читабельно (н-р мне Николай Свечин мне совсем не пошел; а этот мне больше понравился, чем глебовский же " Фаталист", с которым играет в одном жанре).

готика, кладбища, вампиры, привидения, книги, славянский хоррор, мистика, детектив

Previous post Next post
Up