Дэн Симмонс "Пятое сердце" (The Fifth Heart, 2015)

May 27, 2016 16:28


Генри Джеймс, американский писатель, долгое время живущий в Европе, решает утопиться в Сене, но перед прыжком встречает Шерлока Холмса, который также планировал расстаться с жизнью. В итоге вдвоем они отправляются в США, где попытаются разгадать загадку смерти Кловер Адамс - дамы из высшего вашингтонского света. В годовщину ее предполагаемого самоубийства члены ее клуба получают карточки с лаконичным текстом «Ее убили». При этом сам Холмс заявляет Джеймсу, занявшему место Ватсона, что является вымышленным персонажем…

Собственно Симмонс повторил то, что делал в «Друде», только на этот раз вместо литературной связки Диккенс/Коллинз взяты Дойл/Джеймс, а вместо Лондона - Вашингтон/Чикаго. Правда по ощущению это все же игра в викторианщину, американская «южная готика» ощущается достаточно слабо. Признаюсь, что Джеймса я не читал (его «Поворот винта» давно висит у меня в планах, но руки никак не дохоят), но кажется мне, что его стиль в романе доминирует, т.к. от Конан Дола взято не слишком много. Но что взято, использовано отлично - количество пасхалок для поклонников шерлокианы (причем и пост-дойловской тоже) просто огромное. К счастью это не вылилось в ким-ньюманщину, где отсылки к чему-то стали самоцелью, задавливая своим весом весь текст; тут они расставлены довольно аккуратно, и читатель вполне может многие из них просто не заметить (как я, вероятно, не заметил массу джеймсовых пасхалок). Но проблемы «Друда» в «Пятом сердце» мне показались еще мощнее: растягивание текста просто ради любования слогом и реконструкции американских реалий конца 19-го века, задвижение собственно детективного сюжета на второй (а то и третий) план. Плюс Симмонс балуется еще и постмодернистской игрой в пост-реальность. В итоге ключевые сюжетные моменты - была ли убита Кловер Адамс и если да, то кем; кем же является Холмс; удастся ли сорвать заговор анархистов - только время от времени оказываются в фокусе. Вначале роман читался просто влёт, отличнейше, но велеречивая малосюжетность чем дальше, тем больше утомляла. Ударные атмосферные сцены перемежаются длиннейшими бытописательными и самокопательными кусками. В итоге пастиш получился качественным, но для увлекательности в нем слишком много воды.

Холмс, книги, готика, детектив

Previous post Next post
Up