Группа подростков, живущих в современной многоэтажке, баловства ради совершает глупый обряд по вызову Пиковой дамы. И, не будь это фильм ужасов, она приходит! При этом главным героем фильма становится отец самой младшей девчонки в компании. Столкнувшись с видениями самостоятельно (вопрос - почему вдруг Пиковая дама им заинтересовалась? - остается без ответа), он начинает воспринимать слова детей серьезно, и пытается спасти свою дочь. Русскоязычный хоррор очень трудно продирается в широкий прокат. В пост-советской России уже создано порядка четырех десятков фильмов, тем или иным боком касающихся хоррора (и это не считая какого-то безумного количества якутских фильмов, которые уже создали собственную субкультуру). При этом отечественные фильмы ужасов в широком прокате так и остаются диковинкой, часто весьма уродливой (часто из-за попыток смешения жанров, желания играть на нескольких полях одновременно). «Пиковой даме» ситуацию, конечно, переломить не получилось, но попытка вышла очень достойная.
Сперва фильма планировали выпустить под невнятным названием «Спекулум», но к счастью от этой идеи отказались, и дали недвусмысленное название, чётко отражающее его содержание. Есть весьма яркая специфика российского кино - немного переигрывающие актеры (надо отдать должное, в данном фильме это явление встречалось на редкость мало); местами не совсем адекватные диалоги, какое-то слегка хаотичное действие; многие решения как героев, так и создателей фильма вызывают вопросы. Многое дается как странная данность, а попытки что-то объяснить и отсылки к науке выглядят довольно комично. Т.е. русский кино-продакшн узнается безошибочно. Но при этом это добротный хоррор, с интересными атмосферными перебивками урбанистических пейзажей с птичьего полета. Что для жанра крайне важно -удается создать специфическую цельную атмосферу фильма. Большинство пугалок и целых сцен - это банальные штампы (н-р вся арка с прошлым дамы и «информационной папкой» - чистая буффонада), но штампы используемые весьма грамотно. Очень порадовало качество съемки, операторская работа. На мой вкус слишком рано даму начали показывать в полный рост, да и все пугалки это вариации на тему классического "бу" из-за угла. Вариация жанра про полтергейст перерастает в историю одержимости (после чего количество пугалок резко падает, в результате спадает и напряжение). Даже странно-глупые моменты (например - зачем в больнице в таком чудовищном, явно мало используемом подвале держат вполне себе нормальную рабочую аппаратуру по поддержанию жизни?! Мышь в клетке?!!!) сглаживаются красивой картинкой этого самого подвала. И моментов такого типа просто масса. Т.е. даже когда на экране была глупость, было понятно ради чего все это сделано (обычно ради картинки, эффектного действия, атмосферы), а это уже очень хорошо, т.к. ранее идиотизм, похоже, был самоцелью. Но в целом фильм скорее понравился - он хорошо смотрелся, картинка радовала глаз, и в итоге получилась достаточно крепкая "бэшка" общем-то мирового уровня - с определённым российским колоритом, ощутимым не только из-за места съемок, но и из-за общей стилистики. И это был именно хоррор, стремление развлечь и напугать зрителя, а не попытка создать Искусство. Предыдущим столь же удачным фильмом, на мой вкус был «С.С.Д.», правда, ряд вещей я пропустил. В частности фильм «Владение 18», который два года назад снял режиссер «Пиковой дамы» Святослав Подгаевский, теперь уверен, что надо бы наверстать. Считаю, что если бы кинопром выдавал хотя бы десяток фильмов такого типа в год, то в итоге через несколько лет количество бы переросло в качество и мы бы увидели какой-нибудь шедевр.