а также в области балета

May 24, 2023 12:26

После 24.02.2022 я часто стал встречать у, так сказать, z-интеллектуалов (такие есть, как ни странно, навскидку - Чадаев, Ольшанский, или вот Андрей Безруков - бывший советско-российский шпион, который сейчас профессор и политолог) такую идею, что все происходящее дало России возможность уйти, наконец, от доминирования прозападных либералов в русской культуре и, более широко, вообще отключиться от доминирования западной культуры. Так сказать, произвести культурный делинкинг (delinking), используя термин, правда, из другой области, но хорошо подходящий и к области культуры. Или, иначе, культурно деколонизироваться.

Надо заметить, что такие попытки бывали и раньше. Периодически в России боролись с "французиком из Бордо", последняя крупная попытка называлась борьбой с космополитизмом и происходила в СССР в середине прошлого века ("Россия - родина слонов" и все такое).

Нынешняя попытка характерна тем, что в силу политических обстоятельств огромная часть прозападных либералов, не согласных с происходящим, умотала на Запад (Израиль, пусть и не географически, тоже можно отнести к нему).

Про брежневское время, которое я застал, не скажешь, что СССР отгораживался от Запада, но тоже были какие-то ограничения.

Личное воспоминание. Была на ленинградском радио передача "Ритмы планеты", на которой иногда передавали какие-то рок-песни, и, помню, диктор как-то говорит: "Радиослушатель такой-то попросил нас передать песню американской группы KISS. Мы не можем выполнить заявку радиослушателя, потому что музыка группы KISS не соответствует эстетическим принципам советского радио".

Но на кассетах у советского молодняка было все - и KISS, и всякие там WASP и Ramones (которые вообще были подчеркнуто ультраправые).

Глядя назад, надо признать абсолютно однозначно - в послесталинское время либералы господствовали в советской культуре подавляюще. Время от времени некоторые не выдерживали, уезжали на Запад, и там уже, не сдерживаемые цензурными ограничениями, поливали власть рабочих и крестьян у микрофонов радиостанций, финансируемых ЦРУ и в эмигрантских журналах с тем же финансированием.

Но вопрос, однако, не только в СССР-России. Доминирование не просто западной, а именно англо-американской культуры - это общемировой, глобальный феномен.

При этом некоторые сторонники мир-системного анализа говорят, что культурное доминирование - включая и языковое, есть составная часть доминирования военно-экономически-политического. И если когда США потеряет свой статус общемирового гегемона, тогда обрушится и английский язык - как язык lingua franca - то есть мировой язык, и уйдет господство западной (читай: англо-американской) культуры.

Правда, как-то сомнительно, что если бы, скажем, Китай, занял место Америки как мирового гегемона, то китайский язык заменил бы английский. А других претендентов, могущих бросить вызов Западу (=США) нет.

Ну так вот, во время пресловутой борьбы с космополитизмом СССР пытался бросать культурный вызов - и, как мы знать, не особенно-то преуспел. Стиляги, как известно, появились еще при жизни Сталина. Менее известно, что в нацистской Германии было поразительно похожее явление - при этом существовавшее и во время войны, то есть в разгар жесточайших бомбардировок немецких городов союзниками. А молодые немцы слушали джаз, вставляли в свой родной язык английские слова, одевались "по-американски" и все такое. Правда, если в СССР комсомольцы-бригадмильцы Шелепина стиляг насильно стригли или распарывали брюки-клеш, то в нацистской Германии даже казнили кого-то из них.

Это я никак не сопоставляю СССР и Третий Рейх, не дождетесь. Говорят, и в современном Иране молодежь тоже, когда без пригляда Корпуса стражей исламской революции, слушает западный рэп, смотрит западные фильмы, короче, культурно разлагается. Или вот в Афганистане, еще при первых талибах, я читал, люди в городах тайно собирались, чтобы посмотреть индийские фильмы (Болливуд можно считать пиджин-инглишем Голливуда).

Короче говоря, запретный плод сладок, а Rolling Stones кроют ВИА "Верасы" как бык овцу - нравится кому-то это или нет. На нынешние деньги - какая-нибудь американская Бейонсе супротив дурацкой певицы Валерии, или Джастин Бивер против Шамана.

Так что в перспективы этого самого культурного делинкинга я, увы, не верю. При все том, что либералов очень сильно не люблю, что кушать не могу.

В заключение вот что надо сказать. Ребенок мой тут в Хельсинки наткнулся в одной библиотеке на старую книгу. Это роман советского писателя Фадеева "Молодая гвардия", переведенный на финский. Когда судьба Финляндии после войны висела на волоске, советские тоже через компартию пытались наступать и в области культуры.

Но вот - положа руку на сердце, скажите честно, что интереснее молодому человеку - не только финскому - "Молодая гвардия" или "Лолита"?



культур-мультур, полемика

Previous post Next post
Up