классовый подход

May 23, 2020 14:11

Обсуждения наши по поводу влияния рок-музыки на распад СССР неизбежно приводят нас к более общей теме - теме "культура и СССР" и "интеллигенция и СССР".

И тема эта очень огромна, поэтому позволю себе лишь несколько замечаний.

Я несколько раз задавался вопросом и задавал этот вопрос другим - а можно ли назвать имена достаточно крупных писателей (деятелей культуры вообще), которых можно назвать коммунистами? Или марксистами?

Советских - можно. И среди них были действительно крупные имена. Но есть одно обстоятельство. Я очень хорошо знаю, что случилось с огромным количеством советских деятелей культуры после того, как "твердый" СССР начал исчезать во время "перестройки" и исчез вообще после 1991 года.

Иногда просто до смешного, когда мы видим "бесогона" Михалкова, снимавшего революционные истерны вроде "Свой среди чужих".

Или, из личных воспоминаний. Когда вторую кнопку Всесоюзного радио отдали "демократам", оттуда, еще при живом СССР, полились потоки грязи на СССР. И среди прочего я хорошо запомнил выступление режиссера другого советского революционного истерна, "Белое солнце пустыни", Владимира Яковлевича Мотыля, в котором он говорил, что ему стыдно за то, что он снял этот фильм: прославление красного империализма, красноармеец Сухов как его символ. Каково было мое удивление, когда уже много лет спустя, когда случился какой-то юбилей картины, отмечавшийся на ТВ, которое я еще в ту пору смотрел, тот же Мотыль ласково выслушивал источаемые в его адрес комплименты за гениальный фильм.

Вообще то, что происходило во время "перестройки" иначе, чем вспышкой бешенства советской интеллигенции я назвать не могу.

Вот, например, статья одной литературной дамы в одном из первых НФ-журналов:

"Похоже, что наша восьмидесятилетняя история - это история примитивизации. Если человечество воспринималось как материал, который можно переделать рядом простых приемов, если людей пытались осчастливить с помощью "лампочки Ильича", химизации и коллективизма, значит человечество было слишком простым понятием. Общество, в котором мы жили, было обществом культурного, философского, культурного упрощенчества."

Заметьте, сам факт "лампочки Ильича" дамочка под сомнение не ставит. Но что ей с того, что в темную во всех смыслах деревню большевики эту самую лампочку принесли. "Культурное упрощенчество!" - вот где трагедия. Что по сравнению с ней электростанции и свет в миллионы крестьянских изб.

Другой советский режиссер Бондарчук-старший, которого часто вспоминают, и который выступал на многих съездах КПСС с правильными советскими речами за коммунизм, после СССР стал православным и заединщиком печальников за русский народ из "русской партии".

А вот сам заединищик и печальник писатель увешанный советскими наградами Астафьев - тот наоборот, тот стал за Ельцина и антисоветской истеричкой.

Советские писатели - это вообще особая история. Письмо 42-х 1993-го стоит только посмотреть.

После 1991 года я, собственно, не знаю ни одного советского деятеля культуры, который бы внятно сказал бы: простите-извините, но я как был, так и остаюсь верен этому самому марксизму-ленинизму. В самом лучшем смысле - ругали ельциновский бандитско-воровской капитализм. Да и то по пальцами пересчитать.

Но и с умершими все непросто. Вот вышел когда роман "Пирамида" советского классика Леонида Леонова, оказалось вдруг, что классик отнюдь оказывается в восторге от СССР не был. Или Всеволод Иванов, который автор знаменитой когда-то пьесы "Бронепоезд 14-69". Вышли потом его произведения, лежавшие много лет в столе. Очень несоветские какие-то.

Впрочем, это отдельная тема.

По итогу, кроме разве Всеволода Кочетова (которого, как говорят, любили китайские маоисты) у нас ничего не остается. Всеволод Анисимович, судя по всему, действительно ВЕРИЛ, только вот романы его, прямо и честно скажем, поразительно слабые, и интересные сейчас исключительно как документы эпохи.

В общем, закругляясь, потому что на эту тему можно бесконечно.

Если брать вообще и уже во всем в мире - было и есть немало левых разного толка, антибуржуазных деятелей культуры. В том числе крупных.

Но вот с творцами-коммунистами какая-то засада. Нету.

интеллигенция, СССР

Previous post Next post
Up