Мировой маоизм. Часть 23: Индия

Dec 10, 2021 13:23


«- Вначале,- рассказывала Сучитра, сидя у моей постели, а я стонал и хватался за голову,- вначале была официальная Коммунистическая партия Индии, КПИ. Но в Индии проблема с перенаселением, и левые партии тоже не заботились о контроле своей рождаемости. Так что после КПИ появилась КПИ (М), Коммунистическая партия Индии (марксистская), Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская), КПИ (М‑Л). Уже достаточно? Малыш, это самое начало. Постарайся уследить. Итак, у нас имеется Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская) за освобождение плюс Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская) Наксалбари, и Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская) Джанашакти, и к ней ещё Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская) „Красная звезда“, и не забудем также Коммунистическую партию Индии (марксистско-ленинскую) Центральная команда, и не упустим упомянуть Революционный коммунистический центр Индии (марксистско-ленинско-маоистский), не говоря уж о Коммунистической партии Соединённых Штатов Индии и о Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской) „Красный флаг“, или о Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской) „Новая демократия“, или о Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской) „Новая инициатива“, или о Коммунистической партии Индии (марксистко-ленинской) Сомнат, или о Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской) Второго центрального комитета, или о Коммунистической партии Индии (марксистко-ленинской) большевиков. Будь добр, продолжай внимательно слушать. Эти группировки продолжали размножаться. Имелся у нас и Маоистский коммунистический центр, который слился с Группой народной войны и в результате сформировал Маоистский коммунистический центр Индии. Или, может быть, Маоистский коммунистический центр Индии слился с Коммунистической партией Индии (марксистко-ленинской) „Народная война“ и таким образом основал Коммунистическую партию Индии (маоистскую). Такие различия трудно проследить.

Я рассказываю тебе всё это, чтобы объяснить, с какой стати мои бенгальские родители, двое неустрашимых ориентированных на капитализм предпринимателей, запертые в Калькутте среди многоголовых, как Равана, коммунистических партий Индии (Уран-Плутон), среди этих ядерных левацких боеголовок, предпочли бежать и обустроиться в Альфаретте, пригороде Атланты, штат Джорджия, и там я и родилась. Это была, думаю, правильная идея, с экономической точки зрения безусловно правильная, ибо они открыли множество компаний, салоны красоты, одёжные бутики, агентство недвижимости, центр душевного исцеления, как видишь, они тоже размножились. Но, к несчастью, рядом с ними множились и укреплялись в плодородной американской почве также политические институции индийских правых, росли эмигрантские ветви партии „Раштрия сваямсевак сангх“, пышно цвела „Вишва Хинду Паришад“, благоденствовала партия „Бхаратийя джаната“ и различные фонды, собиравшие доллары на те же цели. Мои родители ускользнули из одной воронки и провалились в другую, и когда они зачастили на обеды РСС и заговорили с восторгом о человеке грудь колесом - которого они именовали НаМо,- я поняла, что настало время любить их издали и бежать от них. И я двинула в Нью-Йорк и теперь лезу из кожи вон, пытаясь тебя рассмешить, так что будь любезен хотя бы усмехнуться, пора уже.

- Значит, так ты себе представляешь лечение от похмелья,- сказал я»

Салман Рушди, «Золотой дом»

Несомненным флагманом мирового маоизма после его поражения в Китае в 1967‑м остаётся, наряду с Филиппинами и (до 1990‑х) Перу, Индия.

Здесь, особенно в Бенгалии, есть давняя традиция крестьянских восстаний. В период обретения страной независимости тогда ещё единая Компартия Индии активно предпринимала подобные действия. Повстанцы месяцами удерживали контроль над тысячами деревень в противоборстве с полицией и армией. Среди коммунистов был популярен китайский революционный опыт и работы Мао - например, его учение о новой демократии.

Но уже в 1950‑х КПИ сосредоточилась на стратегии «мирного пути к власти». Партия участвовала в выборах и старалась ладить с правительством Индийского национального конгресса Неру. К началу 1960‑х в ней назрел раскол: группа бомбейского профсоюзника С. А. Данге продолжала поддерживать Неру, в том числе в пограничном конфликте с Китаем, в то время как старый сталинист Б. Т. Ранадив клеймил Неру как «лидера реакционной национальной буржуазии, просто демагогически обращающегося к идеалам социализма»; промежуточную позицию до поры занимал Э. М. Намбурипад, возглавлявший некоторое время существовавшее коммунистическое правительство в штате Керала. Съезд в 1961 г. прошёл под явным влиянием присутствовавшего Суслова, поддерживавшего правое крыло.

Обострение пограничного конфликта с Китаем взорвало ситуацию в партии: троих левых убрали из секретариата ЦК, а затем сняли с поста генерального секретаря присоединившегося к ним Намбурипада. В 1964 году обе фракции провели свои съезды - просоветская в Тривандруме, прокитайская - в Калькутте. Левизна прокитайской фракции (в дальнейшем - Компартии Индии (марксистской)) была относительной: уже на этом съезде она весьма критично высказалась о вооружённой борьбе, да и в советско-китайском споре попыталась занять промежуточную позицию. В общем, она не так уж отличалась от просоветской партии (сохранившей название Компартия Индии), разве что в неё перетекли самые радикальные местные кадры.

И вот, пока партия присоединилась к коалиционным правительствам в штатах Керала и Западная Бенгалия, эти-то кадры и принялись готовить сельское восстание по маоистскому образцу в районе Наксалбари, на севере штата Западная Бенгалия, у границ Непала, Сиккима, Белуджистана и Восточного Пакистана (т. е. Бангладеш). Главным среди них был Чару Мазумдар. Первые бунты начались в мае 1967‑го, когда помещики - вопреки законам о земельной реформе - отказались дать землю крестьянам, и послали против них вооружённых бандитов. Во главе сопротивления встали коммунисты. Министр земледелия, тоже типа коммунист, пытался добиться компромисса, но стычки продолжались, перерастая в массовый бунт с участием десятков тысяч человек. Реформистское правительство осудило мятежников, а КПИ(м) исключила его вождей, ставших после этого (и до сих пор) известными как «наксалиты».

Для КПИ и КПИ(м) 1960‑е были периодом наибольшего успеха. Пик был достигнут на выборах 1971 года, когда они получили на двоих почти 10 % голосов. Но после этого их влияние начало почти неуклонно сокращаться, дойдя до 2,3 % на выборах 2019 года. А в 1980‑х на политическую сцену вышла ультраправая Бхаратия джаната парти, индусские националисты, известные как «шафрановые». Со временем они потеснили не только коммунистов, но и ИНК, дойдя сейчас уже до 37 % голосов, так что даже некоторые из маоистов порой поддерживали не то, что КПИ(м) или последующие левые отколы от неё, но даже и Конгресс против них (так делал «Временный ЦК» Сингха). Но вернёмся к маоистам.

За три последующих года после этого инцидента в Наксалбари наксалиты провели ряд восстаний, укрепившись в Западной Бенгалии, а также в Бихаре, Уттаре и Андхра-Прадеше. Их стратегия отличалась от канонического маоизма в сторону милитаристского уклона. Вместо широкой пропаганды и политической подготовки к разворачиванию затяжной сельской партизанской войны на вооружение была принята предложенная Чару линия «уничтожения классовых врагов». Сама по себе очень безжалостная и спорная, буржуазной прессой она зачастую освещалась через довольно чудовищные эпизоды с расчленёнкой и погромами, возможно вымышленные, возможно нет. Даже самые радикальные из нынешних наксалитов считают, что Чару тут сильно перегнул.

Движение развивалось во взаимодействии студенческой молодёжи и крестьянства, причём если сначала студенчество проникало в деревню, то затем внимание наксалитов всё больше переключалось на города, в первую очередь Калькутту. Китайцы, поначалу с огромным энтузиазмом приветствовавшие восстание в Наксалбари, относились к кампании городского террора в 1970-1971 гг. с большим скепсисом. Они упрекали Мазумдара в том, что тот не смог закрепить достижения, сделанные ранее в деревне, и обвиняли его в сектантстве. Кроме того, китайцы явно ощутили неловкость от выдвинутого наксалитами лозунга «председатель Китая наш председатель, а путь Китая наш путь» и прямо попросили их так не делать, указав (при визите представителей наксалитов в Китай в 1970 году), что «мир делится на классы и нации. Пролетариат каждой территории есть главный представитель своей страны. Поэтому нельзя не учитывать национальные ограничения. Упоминать вождя нашей страны как вождя другой партии - это против национальных чувств». Китайцы пытались убедить наксалитов в необходимости предварительного строительства массовой базы, прежде чем разворачивать вооружённую борьбу, тем более в виде единичных налётов. Видимо, те проявили строптивость, так как уже со следующего года число упоминаний о Наксалбари в Китае существенно сократилось. Хотя причиной тому могла быть также развернувшаяся тогда в Китае реабилитация и выдвижение на ответственные посты свергнутых Культурной революцией ревизионистов.

Между тем происходило организационное оформление наксалитского движения. В ноябре 1967‑го, на встрече в Калькутте, был создан Всеиндийский координационный комитет революционеров в КПИ(м), в мае 1968‑го переименованный в Всеиндийский координационный комитет коммунистов-революционеров (ВИКККР), а 22 апреля 1969 года преобразованный в Компартию Индии (марксистско-ленинскую). Однако ей не удалось объединить всех маоистов Индии. За её пределами осталась группа «Дакшин деш» (это означает Южная земля, т. е. Индия, в то время как Китай - Северная земля); группа Паримала Дасгупты, уже в 1990‑х создавшая КПИ(мл) «Джанашакти», иначе говоря - «Народовластие»; группа Асита Сена; отделения Комитета в Андхра-Прадеше (туда ушло большинство местного отделения КПИ(м) во главе с депутатом парламента штата Наги Редди, около восьми тысяч человек) и Пенджабе… Но КПИ(мл) на тот момент была важнейшим центром и несколько лет пользовалась признанием Китая, хотя тот был явно обеспокоен раздробленностью движения и пытался свести его воедино.

С середины 1970 года центральное и местные правительства начали массовые облавы на наксалитов. К 1972 году четыре тысячи наксалитов было брошено в тюрьмы в Западной Бенгалии, многие сотни - в Бихаре, Анхра-Прадеше, Керале и Уттар-Прадеше, сотни были убиты в столкновениях с полицией. В целом, восстание тогда было разгромлено. Многие из арестованных тогда оставались в заключении надолго, часто без суда. В 1977 году количество заключённых наксалитов оценивалось более чем в тридцать тысяч.

Вторым (и возможно, более значительным) фактором поражения наксалитов были продолжающиеся расколы. Ещё при жизни Чару Мазумдара от него откололись Сатьянарайян Сингх и Сантош Рана. В 1971 г., когда Китай попросил наксалитов занять крайне непопулярную в Индии позицию поддержки Пакистана против отделения Бангладеш, Мазумдар отказался (он поддерживал Восточно-Пакистанскую компартию (марксистско-ленинскую), которая боролась как против Пакистана, так и против бангладешских националистов), что вызвало откол Ашима Чаттерджи. А в 1972 г., когда Чару Мазумдар был замучен в тюрьме, его партия раскололась по вопросу о Линь Бяо, загадочная гибель которого годом ранее показалась индийцам крайне мутной историей. Та часть партии, которая тогда удовлетворилась объяснениями китайцев, известна как КПИ(мл) «Либерейшн» или «Освобождение». Она осталась лояльна Китаю и после смерти Мао Цзэдуна и ревизионистского переворота, и с тех пор представляет самое правое, дэнистское крыло наксалитов.

Другая, тогда линьбяоистская, часть была известна как «Второй ЦК», а вскоре от него откололся «Центральный организационный комитет». За их пределами остались такие деятели как Нарайян Саньял и К. Вену, создавшие несколько лет спустя свои партии.

В 1975‑м премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение. Когда она наконец назначила выборы в 1977‑м, её партия ИНК уступила «шафрановым». Парадоксальным образом, успех правых привёл к освобождению многих наксалитов. Выходя из тюрем, маоистские лидеры объединяли вокруг себя былых единомышленников и создавали новые группы: Н. Саньял учредил «Единую организацию», К. Вену - Центральный реорганизационный комитет (на базе наксалитов штата Керала), К.Саньял - Оргкомитет коммунистов-революционеров, А. Чаттерджи - Коммунистическую революционную лигу Индии. Группа «Дакшин деш» преобразовалась в Маоистский коммунистический центр, ведущий вооружённую борьбу в Западной Бенгалии и Бихаре.

Движение возрождалось, но стало ещё более разнородным с точки зрения тактики. Некоторые группы стали участвовать в выборах, некоторые - принимали участие в организованном рабочем движении (в 1977‑м сообщалось об их причастности к забастовке горняков в Мадхья-Прадеше).

Произошёл и ряд объединений. Ещё в 1975-1976 гг. ряд осколков ВИКККР воссоединился в Едином центре коммунистов-революционеров Индии (марксистско-ленинском). Другие осколки, вместе с Сингхом и Раной, создали «Временный ЦК» КПИ(мл), одну из крупнейших групп того времени, добившуюся некоторых успехов на выборах.

Новая волна упадка и расколов была связана, во-первых, с тем, что вооружённые действия тогда совсем захлебнулись, а во-вторых, с правым поворотом в китайском руководстве после смерти Мао. На левом фланге прекратил функционирование ЦОК, раскололись «Второй ЦК» (его откол, во главе с Махадевом Мухерджи, остался по сей день, видимо, единственной линьбяоистской группой) и «Временный ЦК», от «Единого центра» (после смерти его наиболее важного лидера Т. Наги Редди) отделились ходжаисты, затем он испытал ещё несколько расколов, один из осколков (во главе с Д. В. Рао) поддержал дэнистский Китай.

Между тем, в 1980 году Кондапаллии Сетхарамайя из ЦОК основал действовавшую поначалу в регионе Телангана штата Андхра-Прадеш группу «Народная война», которая послужила затем центом консолидации левого крыла наксалитов и возрождения повстанческих действий. В учреждении Революционного интернационационалистического движения, однако, участвовала не она, а ЦРК К. Вену. В 1987 году эта партия раскололась, а в 1991‑м распалась, а сам Вену вообще покинул движение. «Народная война» тоже испытала ряд расколов, в частности, из неё (в 1991‑м) был исключён её основатель.

Крупное объединение нескольких осколков ВИКККР в 1992 году - Компартия Индии (марксистско-ленинская) «Джанашакти», что значит «Народовластие» - тоже вскоре вошла в череду расколов; один из её осколков в конечном итоге примкнул к Кану Саньялу. Другое крупное объединение было предпринято в 1994 году, когда несколько групп создали Центр реорганизации КПИ(мл), следы которого вскоре, однако, теряются.

Попытки объединения на самом левом фланге происходили по меньшей мере с 1981 года, когда контакт установили «Народная война» и МКЦ, но тогда что-то пошло не так. В следующем десятилетии, в 1993 г. МКЦ, КПИ(мл) «Народная война» и КПИ(мл) «Народное единство» договорились координировать свою борьбу, сформировав Всеиндийский народный форум сопротивления, который 21 марта 1994 г. провёл стотысячную манифестацию.

И вот наконец объединение пошло. В 1998 году к «Народной войне» присоединилась базирующаяся в Джехенабаде (штат Бихар) группа «Партийное единство», у истоков которой стоял Нарайян Саньял. После этого был краткий период вооружённых столкновений с Маоистским коммунистическим центром, сейчас официально называемый «Чёрной главой» в их истории. Но в 2003 году «Второй ЦК» объединился с одним из осколков «Единого центра» и Маоистским коммунистическим центром, а годом позже они вместе с «Народной войной» создали Компартию Индии (маоистскую) во главе с лидером «НВ» Ганапати (этот псевдоним взят у Ганеши, слоноголового индуистского бога!). Главными очагами борьбы партии были Дандакаранья и область Бихара и Джаркханда, а также штаты Чхаттисгарх, Марараштра, Западная Бенгалия и Орисса; в Андхра-Прадеше дела, как открыто признавалось, были не так хороши.

В целом в начале века Компартия Индии (маоистская) находилась на подъёме, год от года расширяя размах народной войны. По оценке шефа пограничной службы М. Л. Кумавата, в 2009 году партия располагала 22 тыс. боевиков, а её операции проводились более чем в 180 дистриктах (в 2001 г.- лишь в 56 дистриктах. После прогремевшего в 2009‑м восстания в Лалгархе она окончательно утвердилась в качестве самого известного представителя левого крыла наксализма (а за рубежом мало кто вообще слышал про другие наксалистские партии). В 2014 году к ней ещё примкнула КПИ(мл) «Наксалбари», наследница группы К. Вену (ЦРК). Она была сформирована в Керале и Махараштре в 1997 г., а потом к ней ещё присоединилась ячейка в Андхра-Прадеше. «Наксалбари», в качестве преемника ЦРК, успела какое-то время побыть в распадающемся РИД, но под конец сильно поругалась с его лидером в США Бобом Авакяном, который тогда эволюционировал в весьма чудаковатый постмаоизм.

В то время как левое крыло консолидировалось, а справа («Освобождение» и ушедшая вправо КРЛИ Чаттерджи) царила относительная стабильность, в центре наксалистского движения все эти годы происходила сумбурная перестройка. Одним из центров консолидации послужила группа Кану Саньяла. В 2003 году она, собрав к тому время уже множество осколков, преобразовалась в КПИ(мл) «Красная звезда». Силы партии концентрировались в Андхра-Прадеше, Джаркханде и Западной Бенгалии. Чуть позже к ней примкнула группа «Красный флаг», отколовшаяся когда-то от К. Вену. «Красная звезда» вошла в ИКОР и существует по сей день, хотя и без своего основателя (Кану Саньял, ветеран наксализма, один из соратников самого Чару Мазумдара, будечи тяжело болен, покончил с собой 24 марта 2010 г.).

После поражения восстания в Лалгархе и по сей день наксализм переживает новый спад (что выглядит особенно печально на фоне продолжающегося упадка старых, ревизионистских компартий). Размах деятельности Компартии Индии (маоистской) сократился (по утверждению министерства внутренних дел, число инцидентов, связанных с маоистами, сократилось с 2258 в пиковом 2009 году до 665 в 2020 году, количество их жертв - с 1005 (в 2010 г.) до 183, а территория, где происходили инциденты - с 76 дистриктов десяти штатов (в 2013 г.) до 53 дистриктов девяти штатов), перестал собираться организованный ею локальный (южноазиатский) интернационал, исчезли всякие упоминания о другим, сравнительно мелком его участнике из Индии - РКЦИ(млм). КЛИ(мл) Рам Ната (кстати, недавно скончавшегося) раскололась и исчезла со сцены (сайт замолчал в 2017 году). Перестали упоминаться осколки «Народовластия». На правом фланге куда-то подевалась КРЛИ.

Так или иначе, хотя, несомненно, очень многие группы остаются неизвестны на Западе или даже не очень известны в самой Индии, к нынешнему времени сцена наксализма не столь уж необъятна. На левом, ведущем народную войну, фланге силы наксалитов сосредоточились в Компартии Индии (маоистской) и, возможно, ещё сохранившемся отколе от неё 2007 года НОФИ. На правом, парламентском фланге остаётся «Освобождение»; она так и не вышла на федеральную сцену, но вытеснила старые компартии в штате Джаркханд (где, впрочем, и сама сдаёт позиции) и почти вытеснила в штате Бихар (где, на местных выборах 2020 г., у неё сравнительный успех с 3,2 % голосов - это, конечно, не 8,9 %, как было у КПИ в 1985-м, но в два с лишним раза больше, чем теперь у КПИ и КПИ(м) вместе взятых). А между ними ещё действуют линьбяоистская КПИ(мл) Махадева Мухерджи (см. также её издание «Либерейшн»), образованная в 1988 году «Новая демократия» и примыкающая к ИКОР «Красная звезда» покойного Кану Саньяла.

Правда, наксалитами индийский маоизм не исчерпывается. Есть ещё, например, Социалистический единый центр Индии (в 2009 г. название дополнено пояснением в скобках - «коммунистический»), основанный Шибдасом Гхошем независимо и вообще задолго до них, ещё в 1948 г. Это сравнительно умеренная партия, участвующая в выборах, и в некоторых районах Западной Бенгалии не без успеха.

А ещё есть «сепаратистский маоизм». Между Индией и Бирмой располагалось княжество Манипур, древний Канглейпак, населённый народом тибето-бирманского происхождения. Получив независимость от британцев Индия принудила его махараджу подписать соглашение о присоединении к ней, но недовольство этим решением сохраняется и по сей день. «Народ Манипура никогда не признавал индийской аннексии»,- утверждает Маоистская компартия Манипура, до своей первой конференции в 2011 году называвшаяся Канглейпакской компартией (маоистской). С Компартией Индии (маоистской) её связывают товарищеские отношения.

В настоящее время вопрос индийского маоизма освещается, например, в блоге Международного комитета в поддержку народной войны в Индии или на сайте «Санхати».

Кроме всего этого могу указать из своей коллекции давно неактивные, но любопытные блоги. На английском языке: «Парисар» (2006-2013), «Индийский маоист» (2007), «Маоистское движение» (2007-2008), «Народная правда» (2008-2009), «Маоистское сопротивление» (2009), Манипурский маоист (2009-2010), «Индийский авангард» (2009-2011), «Наксальская революция» (2016-2018); сайт Международная кампания против антинародной войны в Индии (2010-2013). На немецком языке: «Индийская солидарность» (2013-2016). На французском языке: Комитет в поддержку революции в Индии (2010-2016).

На портале «Запрещённые идеи» есть раздел по Индии. На МассЛайн.инфо собрана информация о множестве маоистских групп в Индии.

На русском языке новости о наксалитах когда-то публиковала исчезнувшая около 2012 года украинская группа «Рабочее действие». После 2016 года их эстафету отчасти подхватило информационное агенство «Красная весна». Много материалов про индийский маоизм публиковали и публикуют «Скепсис» (тег Индия) и «Маоизм.ру» (тег Индия).

восстание, Индия, крестьянство, народная война, выборы

Previous post Next post
Up