Увидев на примере Юго-Восточной Азии, как много означала китайская поддержка для коммунизма вообще и маоизма в частности, обратимся теперь к самому Китаю и некоторым его окрестностям. Точнее, одной лишь Японии, потому что ничего не известно о маоизме на Тайване, в Монголии, Южной Корее. В КНДР в руководстве Трудовой партии Кореи была прокитайская (т. н. яньаньская) фракция, но
Ким Ильсон её ещё в 1950‑х задавил, а уж с началом ужаснувшей его Культурной революции подъём подобных тенденция стал и вовсе исключён.
Итак, в самом Китае маоизм сформировался (главном образом, в ходе
Великой полемики после 1956 года) и достиг своего пика в
Культурную революцию (вторая половина 1960‑х). Там же он потерпел тягчайшее поражение с кончины Мао (1976 г.) до окончательного воцарения Дэн Сяопина (1979 г.) с его курсом всесторонней реставрации капитализма. Погрязшие в раздорах эмэлы не смогли оказать серьёзного сопротивления. «Банда четырёх» получила такое прозвище в качестве упрёка со стороны самого Великого кормчего - именно за то, что не справлялась и не особенно старалась консолидировать революционные силы. В результате, часть их была ещё ранее репрессирована (например, автор первой дацзыбао Не Юаньцзы, член группы по делам культурной революции Чэнь Бода, важный публицист тогдашнего времени Ци Бэньюй), а часть с энтузиазмом приветствовала арест «четвёрки», прежде чем поняли, куда клонит новый режим и сами выступили против него (например, Чэнь Юнгуй). Такая разобщённость помогла правым прикрыть реставрацию капитализма лозунгами верности социализму и идеям Мао Цзэдуна. Поначалу эта формальная верность носила тотальный характер, что прямо отстаивал Хуа Гофэн. Потом его отодвинули сторонники более явной ревизии линии.
Ясных свидетельств существования каких-то длительных и прочных организаций маоистов в Китае с тех пор нет. Хотя, с одной стороны, сохранялись и время от времени вспыхивали революционные настроения против неравенства, частной собственности и бюрократической диктатуры. Так, в знаменитых волнениях на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. участвовали в том числе люди с портретами Мао и левыми лозунгами.
С другой стороны, время от времени в стране или за рубежом появлялись более-менее организованные клубы или группы китайских маоистов, которые с некоторых пор стали всплывать в интернетах. В 1995 г. в Нью-Йорке была создана Группа исследований Китая (chinastudygroup.org) В 2005 г. в Интернете существовали близкие к Революционному интернационалистическому движению проекты «Искра» (марксистско-ленинско-маоистская) и гонконгская (бывшая британская колония Гонконг воссоединился с КНР в 1997 году) Коммуна «Искра». Потом появился проект «Вэньгэ-ван» (от Вэньгэ - Культурная революция), полностью -
中国文革研究网, очень ценный, но временами пропадающий из доступа. В 2003 г. владелец пекинского книжного магазина «Утопия» (乌有之乡) Фань Цзинган создал
форум с тем же названием, который стал центром притяжения маоистских сил. Ещё одна подобная площадка -
«Красный Китай» (红色中国网). Китайские маоисты пытаются скрываться от цензуры и преследованиях на зарубежных площадках - как группа «Красная звезда» (
ВК,
ФБ). Также интерес представляет основанная в Гонконге в 1994 г. НПО
Китайский трудовой бюллетень, мониторящая забастовки и нарушения прав рабочих в Китае.
Одна из попыток воссоздания Компартии Китая (маоистской) была разгромлена полицией в 2009 г. 15 октября в Чунцине было арестовано свыше тридцати представителей КПК(м) из двадцати провинций; 25 человек были приговорены к административному задержанию на 10 суток за «незаконное собрание». Профессор Ма Хоучжи был брошен в тюрьму на десять лет. Освободился он только недавно, а уже в мае 2021 г. был снова арестован с некоторыми другими активистами, вероятно, в рамках «зачистки» к масштабному празднованию 100‑летия КПК.
Есть также международные ресурсы, посвящённые китайскому маоизму:
Специально посвящены Культурной революции следующие сайты:
Также следует отметить китайский официоз, представленный на сайте
Теория Китай. До недавних пор там был размещён, в частности, пятитомник Мао, но в максимально неудобной и тормознутой форме FlipBook, вовсе отвалившейся, когда браузеры в начале 2021 г. отрубили флеш. Поэтому остаётся только отослать на китайскоязычные ресурсы «Официальный сайт базы данных Маркса и Энгельса» (
马恩资料库官方网站) и «Читаем Мао Цзэдуна» (
毛泽东博览).
На английском языке можно рекомендовать разделы
«Запрещённых идей»:
China - Writings of Specific Individuals,
Magazines from China,
The Great Chinese Revolution Up To 1949,
The Maoist (Socialist) Era in China,
Restrictions of Freedom of Speech in China, and Suppressed Documents About China, Past and Present.
Весьма своеобразна история коммунистического движения в Японии. Когда разгорелась китайско-советская полемика,
Японская компартия официально заняла нейтральную позицию и зачастую следовала китайской линии, что вызвало целый ряд прохрущёвских отколов. Например, японцы вслед за китайцами осудили подписание в 1963 году СССР и США договора о частичном запрете ядерных испытаний. Но с разворачиванием Культурной революции японцы, смущённые маоистским радикализмом, вернулись к своей нейтральной линии. В августе 1967 г. отношения с китайцами обострились настолько, что при отбытии последних представителей ЯКП из Пекина они были избиты хунвэйбинами так, что вынуждены были остановиться отлежаться в КНДР. КПК переориентировала финансовую поддержку на своих сторонников и левое крыло в Японской соцпартии. Что до ЯКП, то и в советский лагерь она так и не вернулась, а эволюционировала по модели «еврокоммунизма». Пик её пришёлся на 1996 год, когда она получила 13 % голосов избирателей. Несмотря на некоторое снижение поддержки в дальнейшем, партия далеко не в упадке, но к коммунизму имеет довольно слабое отношение.
Между тем, во второй половине 1960‑х вокруг комитета ЯКП в префектуре Ямагути началось формирование собственно маоистских сил. В 1969 г. прошёл съезд, объявивший о создании
Японской компартии (левой) во главе с Масаёси Фукудой (
福田正義). Новая партия воспользовалась существовавшими тогда в стране прокитайскими настроениями. Вскоре её отделения были созданы более чем в десяти префектурах, а общая численность одно время оценивалась в две тысячи человек.
Разрядка в отношениях КНР к США в первой половине 1970‑х привела к расколу ЯКП(л). Меньшинство, «Канто-ха» (Восточно-Японская фракция) разделяла с Ассоциацией японско-китайской дружбы принятие китайской политики и описывала большинство (Центральную фракцию) как левых оппортунистов, «эксклюзионистов» и сектантов. Внезапно, обе стороны апеллировали к китайцам, и внезапно, китайцы воздержались от участия в споре. В 1975 г. «Канто-ха» перешла в Японскую рабочую партию (日本労働者派), отколовшуюся от группы Масаёми в 1968 г., а ЯКП(л) перешла на ходжаистские позиции.
В 1977 г. сообщалось, что в ЯРП около четырёхсот человек и она вызвала некоторый интерес у китайцев. В отличие от прочих прокитайских групп, она выдвинула 25 кандидатов на парламентских выборах 1979 г. и собрала более 50 тыс. голосов. Эта партия вызывала у ЯКП открытое раздражение, и в 1986 г. она даже поругалась с КПК из-за того, что та не хотела порвать отношений с ЯРП. Партия бесследно исчезла около 2015 года.
ЯКП(л) вернулась к маоизму после кончины Ходжи, в конце 1980‑х, и существует до сих пор, даже имеет депутата в городском совете Симоносеки (с 2019 г. это Мотойке Рёко 本池涼子), сменившая Мотойке Таэко). Есть свидетельства о её связи с филиппинскими маоистами. При партии действует театральная труппа
«Хагурума-дза».
В Японии существовали ещё какие-то прокитайские левые группы, но о них известно очень фрагментарно. Также за рамками данного рассмотрения осталась знаменитая Красная армия Японии, действовавшая в 1972-2000 годах, поскольку она, хотя и испытала влияние маоизма и Культурной революции, имела скорее новолевое происхождение, и очень скоро предпочла развитию массовой борьбы и партийного строительства путь единичных актов вооружённого насилия.