ДОРОГА, КОТОРУЮ ПОСТРОИЛ КЕБЕДОВ: стратегическая Аваро-Кахетинская дорога (Лента.Ру)

Jul 19, 2014 12:48

Пак М., Алиева Н. Дорожная карта Кебедова. Сельский житель построил стратегически важную для России дорогу своими силами // Лента.Ру. 09.07.2014.
Авторы:
Пак Михаил Дмитриевич
Алиева Наида



ФОТО: Аваро-Кахетинская дорога. Фото: Марк Редькин / РИА Новости
В августе в Дагестане начнется реконструкция стратегического долгостроя, начатого еще при Александре II в 1859 году. Речь идет об Аваро-Кахетинской дороге. Власти республики объявили о грядущем запуске строительства трассы, которая пройдет через четыре горных района. Между тем, эта дорога уже существует. Построил ее на собственные средства житель села Бежта Магомед Кебедов.

Дорога в рай

Пятьдесят четыре километра грунтовой дороги шириной четыре метра - таков итог пятнадцатилетней работы дагестанского предпринимателя Магомеда Кебедова. Для него трасса от села Бежта в Дагестане через Вантлиашевский перевал до грузинского села Ахалсопели во всех смыслах является «дорогой жизни» - уже 27 лет он возводит ее собственными руками, закупая нужную технику на собственные средства. Это стратегическое, а во многом и стоическое решение он принял 1987 году. В то время 37-летний Кебедов был не единственным энтузиастом. «Строительство я начал при участии общественности района, - рассказывает он. - Нам удалось расчистить горные тропы, расширив их до полутора метров и дойти до Вантлиашевского перевала. Фактически, до границы с Грузией. Однако дальше дело не пошло: мне надо было зарабатывать на жизнь. Второй этап строительства начался уже после развала Союза, в 1991 году».
Отсутствие интереса к проекту дороги со стороны властей предприниматель считает странным: стратегическое значение наличия коммуникаций между Дагестаном и Грузией осознавали еще в царской России: как иначе перебрасывать войска из Грузии в случае нападения Турции? В условиях современных экономических отношений, дорога от Каспийского моря к Черному - будет востребована вне зависимости от политической конъюнктуры. В Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана готовится войти Армения, и эта дорога - наиболее удобный для нее выход к Каспийскому морю.

Фото: КЕБЕДОВ Магомед Магомедович Фото: Алиева Наида / «Лента.ру»




Между тем, с Аваро-Кахетинской дорогой местное население связывают определенные традиции. Во всяком случае, именно из разговора с Кебедовым становится понятно, почему местное население готово отстаивать проект строительства. «Раньше дороги из нашего поселка в Махачкалу не было, - старательно рисует на земле некое подобие карты отчаянный предприниматель. - Чтобы не помереть с голода, мы все необходимое завозили из Грузии. Разница ведь ощутима: к центру Дагестана мы ехали традиционно два дня, а по Аваро-Кахетинской дороге до грузинского изобилия [имеется в виду советское время - прим.] добирались за несколько часов. По этой причине взрослые всегда зимой работали в Грузии».
Естественно, этой дорогой родители водили и маленького Магомеда, которому путешествие через горы навсегда врезались в память вместе с дружбой народов и вкусными грузинскими фруктами. «Грузины возили сюда фрукты, овощи, вино - у них же благоприятное место, что ни посади, вырастет даже на камне. Со временем мы все обрели там кунаков, подружились. Никто же не знал русского языка в то время, только родной [сложный диалект аварского] и грузинский», - вспоминает Кебедов. Он внимательно смотрит в горы, когда рассказывает эту часть своей истории. «А как была рада моя мама этой дороге (я начал строить еще при ее жизни)! У грузин и дагестанцев много схожих черт характера и они могут уживаться вместе - говорила она. Времена Гамсахурдии, когда был провозглашен националистический лозунг: «Грузия для грузин», сами грузины вспоминают с сожалением», - с горечью говорит он.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости


Угроза безопасности США

Тем временем, спустя 150 лет после Александра II Аваро-Кахетинская дорога снова «зазвучала» в высших эшелонах власти России: в 2008 году неожиданно прилетевший в Дагестан президент Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена до границы с Грузией. Это заявление вызвало панику в руководстве Грузии - напряженность тогда нарастала и спустя полгода вылилась в грузино-осетинский конфликт. Однако в тот момент, еще до принуждения к миру, Россия ввела облегченный режим для перехода границ грузинскими гражданами, что было воспринято Тбилиси в штыки и рассматривалось ни много ни мало - как угроза безопасности страны. Не помог даже тот факт, что Москва всего лишь пыталась решить проблемы аварского населения Дагестана, исторически проживающего по обе стороны границы. Так в эпопее со строительством Аваро-Кахетинской дороги появился еще один нюанс: геополитический, расположившийся по ту сторону Атлантики.
«Вы представляете, - раздражение в голосе Кебедова нарастает, - оказалось, что моя дорога мешает американцам. Через друзей и знакомых я узнал, что они всячески препятствуют реконструкции этой дороги - оказывают давление на Грузию, чтоб дорогу не открыли. Я трижды просил Шеварднадзе через депутата их парламента, ставил вопрос об открытии упрощенного пропускного пункта. Каждый раз Шеварднадзе только отмахивался, дескать, этот вопрос преждевременный». «А еще в 1991 году полковник КГБ Грузии приехал и говорит мне слово в слово, что я делаю благородное дело, и что грузины знают, какая от этого польза будет и как это нужно. Но Грузия тогда согласовывала свой бюджет с Америкой - и всем дорога оказалась без надобности», - Кебедов уже не жалуется, а просто перечисляет этапы своей борьбы с Тбилиси и Вашингтоном. После этого с новыми властями - Саакашвили и Иванишвили он уже не связывался.
В настоящий момент дорога закрыта, по ней никто не ездит. Это связано не только с политикой, но и с элементарными правилами безопасности - за горной дорогой надо постоянно ухаживать, иначе ее начинают разбивать обвалы и оползни. Кроме того, после отказа Грузии ввести упрощенный въезд гражданам приграничных регионов, закрыта и граница - пограничники не пропускают ни кого по обе стороны от пограничного столба. Сам же Кебедов к властям уже не обращается, считает, что от чиновников только вред. Он уверенно говорит о том, что «деньги, отпущенные на дорогу, беспощадно воруют» и, ссылаясь на российские законы, предлагает отдать Аваро-Кахетинскую дорогу в его, частные руки. Эти предложения даже не отвергаются - они просто остаются без ответа. И Кебедов понимает, почему так происходит. «Если Магомед километр дороги строит за один миллион, а не за пятнадцать, как чиновники, естественно возникает вопрос, почему транжирятся государственные деньги», - поясняет он.

Бумага стерпит все

Между тем, объявлено, что в августе этого года «Дагавтодор» начнет реконструировать участок Аваро-Кахетинской дороги, чтобы довести асфальтовое покрытие до всех райцентров. На инициативу уже выделено 32 миллиарда рублей, но о выходе к Грузии пока речи нет. «Асфальтовая дорога соединит центры Шамильского, Цунтинского, Тляратинского районов и Бежтинского административного участка. Что касается доведения дороги до границы и соединения ее с грузинской частью - это дело отдаленной перспективы. Если будет принята соответствующая федеральная программа», - говорят в ведомстве.
Кебедов относится к этим заявлениям с горькой иронией, говорит, что «миром правит взятка». Ему, к слову, много раз предлагали за банальный откат продавить нужное решение, но предприниматель всякий раз отказывался. «Я разорился на кредитах, пришлось дом продать, жены украшения. Дети мои босиком в школу ходили. Я самый большой противник взятки - никогда не брал и не давал никому. Сколько раз ко мне домой приходили киллеры и хотели заставить взять деньги, чтоб я откат отдал. Депутаты района обращались к председателю правительства с просьбой или изыскать оплату или разрешить достроить дорогу до конца в частном порядке. Ни того, ни другого», - говорит он. И подчеркивает с истинно горским запалом: «Они мне говорили, чтобы я писал смету побольше, чтобы и на откат и на дорогу хватило. Я своему кодексу изменить не могу, я считаю тех, кто берет взятки, предателями».
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости Визит Владимира Путина в Дагестан, 4 февраля 2008 года


В свое время около двух тысяч жителей района подписались под обращением, в котором просили руководство Дагестана оказать содействие в строительстве «стратегически важной» дороги. Однако в 1998 году случился захват здания правительства и чиновники сказали, что это обращение потерялось. Больше бумаг за подписью жителей района не появлялось. Все остальные открытые письма подписаны именем Магомеда Кебедова.

Портреты России: Магомед, строитель-филантроп. Текст: Закир Магомедов, фото: Ацамаз Дзиваев // PublicPost. 25.02.2013.
http://www.publicpost.ru/theme/id/3314/portrety_rossii_magomed_stroitel-filantrop/
http://www.moidagestan.ru/blogs/43459/25381
http://yarodom.livejournal.com/692158.html
http://www.echo.msk.ru/blog/publicpost/1019458-echo/
http://www.odnoselchane.ru/?sect=1&page=article&id=8019&com=articles
"Портреты России" - проект PublicPost - это взгляд на страну глазами ее жителей.
Сегодня мы живем в аквариуме - видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня - в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее - у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран - и все-таки это именно одна страна и одно общество.
Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей - столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.
Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России - это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней - это и есть та самая Россия.
-
Текст: Закир Магомедов, продюсер PublicPost
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost Цунтинский район \ Нахада \ Магомед Кебедов


Магомед Кебедов из труднодоступного села Нахада, что находится в высокогорном Бежтинском участке Дагестана, строит дороги без помощи государства. По его словам, чиновники ему только мешали. Магомед построил дорогу из Бежтинского участка в приграничные грузинские села, что сильно изменило в лучшую сторону жизнь и бежтинцев, и грузин. А еще он проложил дорогу от родного села к райцентру и чуть было не построил ГЭС. Благодарные односельчане захотели видеть его главой Нахады, но Магомед отказался - по идейным причинам.

Про ГЭС

Мечта была у меня такая: построить маломощную ГЭС у себя в районе. Я много литературы изучил, много записей сделал. У меня вообще-то два образования: я физик-математик и философ. Первая специальность - универсальная, потому что знания можно применить в самых разных областях.
Бежтинский участок - это один из самых труднодоступных горных районов Дагестана. Люди у нас, можно сказать, выживают в суровых условиях. Нет нормальных дорог, нет нормальной инфраструктуры. Людям очень дорого обходилось электричество. И в 1985 году я решил построить в райцентре Бежта ГЭС. И местность нашлась подходящая - узкое ущелье с бурной горной рекой.
Я поехал в Сызрань, где на турбостроительном заводе купил две турбины мощностью 1000 кВт. Хватало и одной турбины, но вторую решил приобрести на всякий случай. Но кроме турбин нужны были и стройматериалы. С нашим Лесхозом я договор заключил на 150 кубов леса. Только вот сам этот лес находился в месте, где нет дорог для машин.
Пришлось тогда мне строить дорогу. Составил проектно-сметную документацию и заключил договоры и с Лесхозом, и с Доруправлением и проложил дорогу. В район поступили деньги за дорогу, но мне они не достались. Местные чиновники потребовали себе откат хороший - 66% от суммы. Я, конечно, отказался. Начались у нас трения. Эти люди подключили милицию и на меня завели уголовное дело, что я незаконно вырубил лес и нанес ущерб в 5 млн рублей. Начались суды.
В 1995 году только признали, что я был прав и ничего не нарушал. Только в отношении тех чиновников практически ничего не применили. Суд решил, что нечего взыскивать с них в связи с истечением срока давности преступления. А что с ГЭС? Она не была построена. Меня затаскали по судам, чиновники, которые должны были документы разные подписывать, футболили меня, за это время еще цены на стройматериалы взлетели, да и на прокладку дороги я потратил приличную сумму. В общем, заглохло дело.

Про дорогу

Бежтинский участок - один из самых труднодоступных в Дагестане. К нам из Махачкалы ехать где-то пять-шесть часов. Да и то если погода хорошая. Дороги отвратительные. Люди у нас зарабатывают скотоводством в основном. Да и заработком сложно это назвать. Реализовать продукцию трудно. Выращивать что-либо из овощей или фруктов тоже очень сложно - погодные условия не позволяют.
Наш район находится на границе с грузинскими районами. С Грузией район соединяла маленькая дорога, по которой можно было только пешком пройти. В 90-е годы я решил построить на этом участке дорогу. Тогда вообще люди все были в смятении - страна развалилась, а будущее было более чем туманным.
Сначала я строил дорогу на оставшиеся сбережения (вообще, я очень большие деньги заработал, когда работал на строительстве БАМа). Моих средств не хватило, и я занял у богатых знакомых, но и этого не хватило. Собирали деньги потом всем районом.
За пять лет общими усилиями построили 55 км дороги. Эта дорога очень сильно изменила наш район - люди стали зарабатывать. Ездили в Грузию и закупали там машины по дешевке. В Бежте большой продовольственный рынок образовался. Грузины к нам приезжали фрукты и овощи продавать, а у нас закупали мясо, молоко, масло. Для сравнения: в 1995 году килограмм винограда в Махачкале можно было купить минимум за 7 рублей, а в Бежта дороже 2,5 рублей найти нельзя было. В Грузию люди стали возить бензин. В общем, взаимное экономическое сотрудничество получилось.
За пользование дорогой я брал символическую плату - кто хотел, тот и платил. До 90% людей просто так ездили, а на те деньги, что получал, я ремонтировал дорогу.
В 1997 году на границе с Грузией Россия поставила пограничный пункт, а спустя полгода-год дорогу вовсе закрыли. В общем, этой дорогой пользовались люди три года, но даже за это время она поменяла в корне жизнь людей, давала надежду. Но политикам народ простой не понять.

Про то, как чуть террористом не сделали

Родом я из села Нахада. Это маленькое село в пяти километрах от Бежта. Дорога в райцентр хоть и небольшая, но труднопроходимая. Женщины пешком ходили в больницу рожать. В 1997 году я решил в райцентр из родного села дорогу проложить, чтобы машины смогли ездить. За три месяца дорога была готова.
А знаете, что самое смешное? Выяснилось, что на прокладку этой дороги государство несколько раз выделяло деньги. Когда я построил дорогу, начальник Дорожного отдела представил документы в соответствующие органы, что все работы произведены.
Что в итоге? Начиная с 1997 года я с этим доротделом судился. Разве что в Госдеп США жалобы не писал. А сколько судов было, я уже не вспомню. И на прокуратуру подавал в суд, и на следователей, которые бездействовали. Последнее заседание летом в прошлом году было.
Районные чиновники, замешанные в воровстве, на меня кляузы писали, что я боевиков снабжаю оружием. Дело хотели на меня завести. Не получилось. Предлагали мне деньги, чтобы я молчал. Но я же не они.

Про то, как не смог быть чиновником

В 2003 году я на выборах активно поддерживал нового главу района. Когда он выиграл, то сделал меня советником своим. Но я там два-три месяца продержался. Когда все районные чиновники собрались на очередное совещание, я сказал, что не могу работать с ворами и жуликами, что мне стыдно за них всех. Я ушел, но молчать тоже не мог. Я трижды судился с этим главой района - подавал на него иски за хищения бюджетных средств. Но суд всегда оказывался не на моей стороне.
Когда в 2006 году Муху Алиев стал президентом Дагестана, я ему трижды написал письмо, что готов ему помогать, что готов на себя брать самую трудную работу. Очень сильно я хотел изменений в республике.
После третьего письма меня вызвали в администрацию президента. Там меня заводят в кабинет какого-то заместителя какого-то управления. Не успел я в кабинет войти, как этот чиновник на меня наезжать стал. "Ты кто такой? Ты зачем эти писюльки пишешь? Кем себя возомнил?" - спрашивает меня. От такого обращения я оторопел, а потом наорал на него, что из-за таких **даков, как он, и приходится письма писать. Если бы не охранники, мы бы прямо в кабинете и подрались.
Мне мои односельчане не раз говорили, чтобы возглавил село. Несколько раз перед выборами главы села приходили ко мне и говорили: "Магомед, мы за тобой пойдем куда угодно. Но ты хотя бы один раз пойди в мечеть и помолись богу". На такие условия я не согласился, конечно. Получалось бы, что я стал вдруг верующим только из-за кресла. Я свои убеждения менять ради чего-либо не собираюсь. А что люди? Мне их всегда жалко, их подлецы и лицемеры в своих целях используют.

Про работу

Сейчас я занимаюсь тем, что знаю - строю дороги в горах. На эти дороги, может, и выделяет государство деньги, но люди не могут ждать, пока чиновники насытятся. Целыми селами люди скидываются, а я на эти деньги строю дороги. Конечно, не все могут оплатить, но я их понимаю и не требую - кто сколько сможет даст.
Но, вообще, у меня до сих пор мечта о ГЭС осталась. Надеюсь, накоплю на нее деньги.
Зачем мне это вообще надо? Ради денег? Так я уже давно мог бы быть богатым. Это моя цель - чтобы как можно большим людям облегчить жизнь. Я знаю, меня многие сумасшедшим называют. Простое желание помочь людям кажется теперь чем-то ненормальным.

Бежтинский участок


Территория: 463,1 кв.км (1,04% от общей территории Республики Дагестан).
Численность населения: 9,65 тыс.чел. (0,3% от общей численности населения республики).
Плотность населения: 18,5 чел/км.2
Районный центр: село Бежта
Количество населенных пунктов: 9
Число сельских поселений: 5
Расстояние до столицы республики г.Махачкала: 219км
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции: г.Буйнакск - 185 км
Наиболее крупные населенные пункты: сс. Бежта, Качалай, Хашархота, Караузек.
Официальный сайт: www.bezhta.ru

См. также:
[***] "Ты трудись, а мы всех подкупим…". Бывшего и нынешнего руководителей Следственного управления Дагестана Касумбека Амирбекова и Алексея Саврулина дорожный строитель из Бежты Магомед Кебедов обвиняет в преступном бездействии // Новое дело (Махачкала). № 43 (1031). 08.11.2011.


ФОТО: Кебедов Магомед Магомедович 2 ноября 2011 года на судебном заседании по обвинению Касумбека Амирбекова и Алексея Саврулина в преступном бездействии. Фото (с) газета "Республика", Закир Магомедов.

[***] Марат Бийгишиев: Капучинцы, go home? Если Петр прорубил окно в Европу, то Магомед построил дорогу в Грузию // Черновик (Махачкала). №14. 11.12.2003.
© 1995-2012 Газета "Черновик" Автор: Марат Бийгишиев
Мало кто в республике знает Магомеда Кебедова, проживающего в селе Бежта. А по значимости деяний его вполне можно назвать Петром I дагестанского масштаба. Если Петр прорубил окно в Европу, то Магомед построил дорогу в Грузию.
Все началось в 1991 году, когда бывший директор Бежтинского комбината бытовых услуг Магомед Кебедов зарегистрировал кооператив "Строитель" с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту - построить дорогу Бежта-Вантилашевский перевал.

[***] ВЫСТУПЛЕНИЕ. Михаил Чернов: Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-2017 гг. // Центр стратегической конъюнктуры. 16.01.2014.
http://conjuncture.ru/chernov-16-01-2014/
Caucasus Infrastructural Matrix in Eurasian Union: Basic Transport Projects in 2014-2017. Report by Mikhail I. Chernov // Centre of Strategic Conjuncture. 21.01.2014.
http://conjuncture.ru/chernov-16-01-2014-eng/
Report by Mikhail Chernov at South Caucasus Security and Cooperation international conference (Yerevan, 18-20 December 2013).
Mikhail I. Chernov, deputy director, Centre of Strategic Conjuncture

Михаил Чернов: Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 гг. // YouTube.com Андрей Арешев. 25.12.2013.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=TYgrX-cA0f4
Андрей Арешев 25 Дек 2013 г.
"Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 гг." Выступление заместителя директора "Центра стратегической конъюнктуры" Михаила Чернова в ходе международной конференции "Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе" (18-20 декабря 2013 г, Ереван)

[***] Кебедов Магомед Магомедович, руководитель национально-культурной автономии "Бежтинцы": Бежта справедливости // Настоящее время. № 20. 30.05.2014.

новая Большая страна, дороги, Большая игра, Лента.Ру, инфраструктура, Дагестан, Пак Михаил Дмитриевич, Евразийский Интернационал, люди Большой России, Чернов Михаил Игоревич, Большая страна, Евразийский Союз, корреспондент Алиева Наида

Previous post Next post
Up