Пак М., Алиева Н.
Дорожная карта Кебедова. Сельский житель построил стратегически важную для России дорогу своими силами // Лента.Ру. 09.07.2014.
Авторы:
Пак Михаил ДмитриевичАлиева Наида
ФОТО: Аваро-Кахетинская дорога. Фото: Марк Редькин / РИА Новости
В августе в Дагестане начнется реконструкция стратегического долгостроя, начатого еще при Александре II в 1859 году. Речь идет об Аваро-Кахетинской дороге. Власти республики объявили о грядущем запуске строительства трассы, которая пройдет через четыре горных района. Между тем, эта дорога уже существует. Построил ее на собственные средства житель села Бежта Магомед Кебедов.
Дорога в рай
Пятьдесят четыре километра грунтовой дороги шириной четыре метра - таков итог пятнадцатилетней работы дагестанского предпринимателя Магомеда Кебедова. Для него трасса от села Бежта в Дагестане через Вантлиашевский перевал до грузинского села Ахалсопели во всех смыслах является «дорогой жизни» - уже 27 лет он возводит ее собственными руками, закупая нужную технику на собственные средства. Это стратегическое, а во многом и стоическое решение он принял 1987 году. В то время 37-летний Кебедов был не единственным энтузиастом. «Строительство я начал при участии общественности района, - рассказывает он. - Нам удалось расчистить горные тропы, расширив их до полутора метров и дойти до Вантлиашевского перевала. Фактически, до границы с Грузией. Однако дальше дело не пошло: мне надо было зарабатывать на жизнь. Второй этап строительства начался уже после развала Союза, в 1991 году».
Отсутствие интереса к проекту дороги со стороны властей предприниматель считает странным: стратегическое значение наличия коммуникаций между Дагестаном и Грузией осознавали еще в царской России: как иначе перебрасывать войска из Грузии в случае нападения Турции? В условиях современных экономических отношений, дорога от Каспийского моря к Черному - будет востребована вне зависимости от политической конъюнктуры. В Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана готовится войти Армения, и эта дорога - наиболее удобный для нее выход к Каспийскому морю.
Фото: КЕБЕДОВ Магомед Магомедович Фото:
Алиева Наида / «Лента.ру» Между тем, с Аваро-Кахетинской дорогой местное население связывают определенные традиции. Во всяком случае, именно из разговора с Кебедовым становится понятно, почему местное население готово отстаивать проект строительства. «Раньше дороги из нашего поселка в Махачкалу не было, - старательно рисует на земле некое подобие карты отчаянный предприниматель. - Чтобы не помереть с голода, мы все необходимое завозили из Грузии. Разница ведь ощутима: к центру Дагестана мы ехали традиционно два дня, а по Аваро-Кахетинской дороге до грузинского изобилия [имеется в виду советское время - прим.] добирались за несколько часов. По этой причине взрослые всегда зимой работали в Грузии».
Естественно, этой дорогой родители водили и маленького Магомеда, которому путешествие через горы навсегда врезались в память вместе с дружбой народов и вкусными грузинскими фруктами. «Грузины возили сюда фрукты, овощи, вино - у них же благоприятное место, что ни посади, вырастет даже на камне. Со временем мы все обрели там кунаков, подружились. Никто же не знал русского языка в то время, только родной [сложный диалект аварского] и грузинский», - вспоминает Кебедов. Он внимательно смотрит в горы, когда рассказывает эту часть своей истории. «А как была рада моя мама этой дороге (я начал строить еще при ее жизни)! У грузин и дагестанцев много схожих черт характера и они могут уживаться вместе - говорила она. Времена Гамсахурдии, когда был провозглашен националистический лозунг: «Грузия для грузин», сами грузины вспоминают с сожалением», - с горечью говорит он.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Угроза безопасности США
Тем временем, спустя 150 лет после Александра II Аваро-Кахетинская дорога снова «зазвучала» в высших эшелонах власти России: в 2008 году неожиданно прилетевший в Дагестан президент Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена до границы с Грузией. Это заявление вызвало панику в руководстве Грузии - напряженность тогда нарастала и спустя полгода вылилась в грузино-осетинский конфликт. Однако в тот момент, еще до принуждения к миру, Россия ввела облегченный режим для перехода границ грузинскими гражданами, что было воспринято Тбилиси в штыки и рассматривалось ни много ни мало - как угроза безопасности страны. Не помог даже тот факт, что Москва всего лишь пыталась решить проблемы аварского населения Дагестана, исторически проживающего по обе стороны границы. Так в эпопее со строительством Аваро-Кахетинской дороги появился еще один нюанс: геополитический, расположившийся по ту сторону Атлантики.
«Вы представляете, - раздражение в голосе Кебедова нарастает, - оказалось, что моя дорога мешает американцам. Через друзей и знакомых я узнал, что они всячески препятствуют реконструкции этой дороги - оказывают давление на Грузию, чтоб дорогу не открыли. Я трижды просил Шеварднадзе через депутата их парламента, ставил вопрос об открытии упрощенного пропускного пункта. Каждый раз Шеварднадзе только отмахивался, дескать, этот вопрос преждевременный». «А еще в 1991 году полковник КГБ Грузии приехал и говорит мне слово в слово, что я делаю благородное дело, и что грузины знают, какая от этого польза будет и как это нужно. Но Грузия тогда согласовывала свой бюджет с Америкой - и всем дорога оказалась без надобности», - Кебедов уже не жалуется, а просто перечисляет этапы своей борьбы с Тбилиси и Вашингтоном. После этого с новыми властями - Саакашвили и Иванишвили он уже не связывался.
В настоящий момент дорога закрыта, по ней никто не ездит. Это связано не только с политикой, но и с элементарными правилами безопасности - за горной дорогой надо постоянно ухаживать, иначе ее начинают разбивать обвалы и оползни. Кроме того, после отказа Грузии ввести упрощенный въезд гражданам приграничных регионов, закрыта и граница - пограничники не пропускают ни кого по обе стороны от пограничного столба. Сам же Кебедов к властям уже не обращается, считает, что от чиновников только вред. Он уверенно говорит о том, что «деньги, отпущенные на дорогу, беспощадно воруют» и, ссылаясь на российские законы, предлагает отдать Аваро-Кахетинскую дорогу в его, частные руки. Эти предложения даже не отвергаются - они просто остаются без ответа. И Кебедов понимает, почему так происходит. «Если Магомед километр дороги строит за один миллион, а не за пятнадцать, как чиновники, естественно возникает вопрос, почему транжирятся государственные деньги», - поясняет он.
Бумага стерпит все
Между тем, объявлено, что в августе этого года «Дагавтодор» начнет реконструировать участок Аваро-Кахетинской дороги, чтобы довести асфальтовое покрытие до всех райцентров. На инициативу уже выделено 32 миллиарда рублей, но о выходе к Грузии пока речи нет. «Асфальтовая дорога соединит центры Шамильского, Цунтинского, Тляратинского районов и Бежтинского административного участка. Что касается доведения дороги до границы и соединения ее с грузинской частью - это дело отдаленной перспективы. Если будет принята соответствующая федеральная программа», - говорят в ведомстве.
Кебедов относится к этим заявлениям с горькой иронией, говорит, что «миром правит взятка». Ему, к слову, много раз предлагали за банальный откат продавить нужное решение, но предприниматель всякий раз отказывался. «Я разорился на кредитах, пришлось дом продать, жены украшения. Дети мои босиком в школу ходили. Я самый большой противник взятки - никогда не брал и не давал никому. Сколько раз ко мне домой приходили киллеры и хотели заставить взять деньги, чтоб я откат отдал. Депутаты района обращались к председателю правительства с просьбой или изыскать оплату или разрешить достроить дорогу до конца в частном порядке. Ни того, ни другого», - говорит он. И подчеркивает с истинно горским запалом: «Они мне говорили, чтобы я писал смету побольше, чтобы и на откат и на дорогу хватило. Я своему кодексу изменить не могу, я считаю тех, кто берет взятки, предателями».
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости Визит Владимира Путина в Дагестан, 4 февраля 2008 года
В свое время около двух тысяч жителей района подписались под обращением, в котором просили руководство Дагестана оказать содействие в строительстве «стратегически важной» дороги. Однако в 1998 году случился захват здания правительства и чиновники сказали, что это обращение потерялось. Больше бумаг за подписью жителей района не появлялось. Все остальные открытые письма подписаны именем Магомеда Кебедова.
Портреты России: Магомед, строитель-филантроп. Текст: Закир Магомедов, фото: Ацамаз Дзиваев // PublicPost. 25.02.2013.
http://www.publicpost.ru/theme/id/3314/portrety_rossii_magomed_stroitel-filantrop/http://www.moidagestan.ru/blogs/43459/25381http://yarodom.livejournal.com/692158.htmlhttp://www.echo.msk.ru/blog/publicpost/1019458-echo/http://www.odnoselchane.ru/?sect=1&page=article&id=8019&com=articles"Портреты России" - проект PublicPost - это взгляд на страну глазами ее жителей.
Сегодня мы живем в аквариуме - видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня - в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее - у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран - и все-таки это именно одна страна и одно общество.
Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей - столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.
Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России - это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней - это и есть та самая Россия.
-
Текст: Закир Магомедов, продюсер PublicPost
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost Цунтинский район \ Нахада \ Магомед Кебедов
Магомед Кебедов из труднодоступного села Нахада, что находится в высокогорном Бежтинском участке Дагестана, строит дороги без помощи государства. По его словам, чиновники ему только мешали. Магомед построил дорогу из Бежтинского участка в приграничные грузинские села, что сильно изменило в лучшую сторону жизнь и бежтинцев, и грузин. А еще он проложил дорогу от родного села к райцентру и чуть было не построил ГЭС. Благодарные односельчане захотели видеть его главой Нахады, но Магомед отказался - по идейным причинам.
Про ГЭС
Мечта была у меня такая: построить маломощную ГЭС у себя в районе. Я много литературы изучил, много записей сделал. У меня вообще-то два образования: я физик-математик и философ. Первая специальность - универсальная, потому что знания можно применить в самых разных областях.
Бежтинский участок - это один из самых труднодоступных горных районов Дагестана. Люди у нас, можно сказать, выживают в суровых условиях. Нет нормальных дорог, нет нормальной инфраструктуры. Людям очень дорого обходилось электричество. И в 1985 году я решил построить в райцентре Бежта ГЭС. И местность нашлась подходящая - узкое ущелье с бурной горной рекой.
Я поехал в Сызрань, где на турбостроительном заводе купил две турбины мощностью 1000 кВт. Хватало и одной турбины, но вторую решил приобрести на всякий случай. Но кроме турбин нужны были и стройматериалы. С нашим Лесхозом я договор заключил на 150 кубов леса. Только вот сам этот лес находился в месте, где нет дорог для машин.
Пришлось тогда мне строить дорогу. Составил проектно-сметную документацию и заключил договоры и с Лесхозом, и с Доруправлением и проложил дорогу. В район поступили деньги за дорогу, но мне они не достались. Местные чиновники потребовали себе откат хороший - 66% от суммы. Я, конечно, отказался. Начались у нас трения. Эти люди подключили милицию и на меня завели уголовное дело, что я незаконно вырубил лес и нанес ущерб в 5 млн рублей. Начались суды.
В 1995 году только признали, что я был прав и ничего не нарушал. Только в отношении тех чиновников практически ничего не применили. Суд решил, что нечего взыскивать с них в связи с истечением срока давности преступления. А что с ГЭС? Она не была построена. Меня затаскали по судам, чиновники, которые должны были документы разные подписывать, футболили меня, за это время еще цены на стройматериалы взлетели, да и на прокладку дороги я потратил приличную сумму. В общем, заглохло дело.
Про дорогу
Бежтинский участок - один из самых труднодоступных в Дагестане. К нам из Махачкалы ехать где-то пять-шесть часов. Да и то если погода хорошая. Дороги отвратительные. Люди у нас зарабатывают скотоводством в основном. Да и заработком сложно это назвать. Реализовать продукцию трудно. Выращивать что-либо из овощей или фруктов тоже очень сложно - погодные условия не позволяют.
Наш район находится на границе с грузинскими районами. С Грузией район соединяла маленькая дорога, по которой можно было только пешком пройти. В 90-е годы я решил построить на этом участке дорогу. Тогда вообще люди все были в смятении - страна развалилась, а будущее было более чем туманным.
Сначала я строил дорогу на оставшиеся сбережения (вообще, я очень большие деньги заработал, когда работал на строительстве БАМа). Моих средств не хватило, и я занял у богатых знакомых, но и этого не хватило. Собирали деньги потом всем районом.
За пять лет общими усилиями построили 55 км дороги. Эта дорога очень сильно изменила наш район - люди стали зарабатывать. Ездили в Грузию и закупали там машины по дешевке. В Бежте большой продовольственный рынок образовался. Грузины к нам приезжали фрукты и овощи продавать, а у нас закупали мясо, молоко, масло. Для сравнения: в 1995 году килограмм винограда в Махачкале можно было купить минимум за 7 рублей, а в Бежта дороже 2,5 рублей найти нельзя было. В Грузию люди стали возить бензин. В общем, взаимное экономическое сотрудничество получилось.
За пользование дорогой я брал символическую плату - кто хотел, тот и платил. До 90% людей просто так ездили, а на те деньги, что получал, я ремонтировал дорогу.
В 1997 году на границе с Грузией Россия поставила пограничный пункт, а спустя полгода-год дорогу вовсе закрыли. В общем, этой дорогой пользовались люди три года, но даже за это время она поменяла в корне жизнь людей, давала надежду. Но политикам народ простой не понять.
Про то, как чуть террористом не сделали
Родом я из села Нахада. Это маленькое село в пяти километрах от Бежта. Дорога в райцентр хоть и небольшая, но труднопроходимая. Женщины пешком ходили в больницу рожать. В 1997 году я решил в райцентр из родного села дорогу проложить, чтобы машины смогли ездить. За три месяца дорога была готова.
А знаете, что самое смешное? Выяснилось, что на прокладку этой дороги государство несколько раз выделяло деньги. Когда я построил дорогу, начальник Дорожного отдела представил документы в соответствующие органы, что все работы произведены.
Что в итоге? Начиная с 1997 года я с этим доротделом судился. Разве что в Госдеп США жалобы не писал. А сколько судов было, я уже не вспомню. И на прокуратуру подавал в суд, и на следователей, которые бездействовали. Последнее заседание летом в прошлом году было.
Районные чиновники, замешанные в воровстве, на меня кляузы писали, что я боевиков снабжаю оружием. Дело хотели на меня завести. Не получилось. Предлагали мне деньги, чтобы я молчал. Но я же не они.
Про то, как не смог быть чиновником
В 2003 году я на выборах активно поддерживал нового главу района. Когда он выиграл, то сделал меня советником своим. Но я там два-три месяца продержался. Когда все районные чиновники собрались на очередное совещание, я сказал, что не могу работать с ворами и жуликами, что мне стыдно за них всех. Я ушел, но молчать тоже не мог. Я трижды судился с этим главой района - подавал на него иски за хищения бюджетных средств. Но суд всегда оказывался не на моей стороне.
Когда в 2006 году Муху Алиев стал президентом Дагестана, я ему трижды написал письмо, что готов ему помогать, что готов на себя брать самую трудную работу. Очень сильно я хотел изменений в республике.
После третьего письма меня вызвали в администрацию президента. Там меня заводят в кабинет какого-то заместителя какого-то управления. Не успел я в кабинет войти, как этот чиновник на меня наезжать стал. "Ты кто такой? Ты зачем эти писюльки пишешь? Кем себя возомнил?" - спрашивает меня. От такого обращения я оторопел, а потом наорал на него, что из-за таких **даков, как он, и приходится письма писать. Если бы не охранники, мы бы прямо в кабинете и подрались.
Мне мои односельчане не раз говорили, чтобы возглавил село. Несколько раз перед выборами главы села приходили ко мне и говорили: "Магомед, мы за тобой пойдем куда угодно. Но ты хотя бы один раз пойди в мечеть и помолись богу". На такие условия я не согласился, конечно. Получалось бы, что я стал вдруг верующим только из-за кресла. Я свои убеждения менять ради чего-либо не собираюсь. А что люди? Мне их всегда жалко, их подлецы и лицемеры в своих целях используют.
Про работу
Сейчас я занимаюсь тем, что знаю - строю дороги в горах. На эти дороги, может, и выделяет государство деньги, но люди не могут ждать, пока чиновники насытятся. Целыми селами люди скидываются, а я на эти деньги строю дороги. Конечно, не все могут оплатить, но я их понимаю и не требую - кто сколько сможет даст.
Но, вообще, у меня до сих пор мечта о ГЭС осталась. Надеюсь, накоплю на нее деньги.
Зачем мне это вообще надо? Ради денег? Так я уже давно мог бы быть богатым. Это моя цель - чтобы как можно большим людям облегчить жизнь. Я знаю, меня многие сумасшедшим называют. Простое желание помочь людям кажется теперь чем-то ненормальным.
Бежтинский участок
Территория: 463,1 кв.км (1,04% от общей территории Республики Дагестан).
Численность населения: 9,65 тыс.чел. (0,3% от общей численности населения республики).
Плотность населения: 18,5 чел/км.2
Районный центр: село Бежта
Количество населенных пунктов: 9
Число сельских поселений: 5
Расстояние до столицы республики г.Махачкала: 219км
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции: г.Буйнакск - 185 км
Наиболее крупные населенные пункты: сс. Бежта, Качалай, Хашархота, Караузек.
Официальный сайт: www.bezhta.ru
См. также:
[***]
"Ты трудись, а мы всех подкупим…". Бывшего и нынешнего руководителей Следственного управления Дагестана Касумбека Амирбекова и Алексея Саврулина дорожный строитель из Бежты Магомед Кебедов обвиняет в преступном бездействии // Новое дело (Махачкала). № 43 (1031). 08.11.2011.
ФОТО: Кебедов Магомед Магомедович 2 ноября 2011 года на судебном заседании по обвинению Касумбека Амирбекова и Алексея Саврулина в преступном бездействии. Фото (с) газета "Республика", Закир Магомедов.
[***]
Марат Бийгишиев: Капучинцы, go home? Если Петр прорубил окно в Европу, то Магомед построил дорогу в Грузию // Черновик (Махачкала). №14. 11.12.2003.
© 1995-2012 Газета "Черновик" Автор: Марат Бийгишиев
Мало кто в республике знает Магомеда Кебедова, проживающего в селе Бежта. А по значимости деяний его вполне можно назвать Петром I дагестанского масштаба. Если Петр прорубил окно в Европу, то Магомед построил дорогу в Грузию.
Все началось в 1991 году, когда бывший директор Бежтинского комбината бытовых услуг Магомед Кебедов зарегистрировал кооператив "Строитель" с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту - построить дорогу Бежта-Вантилашевский перевал.
[***] ВЫСТУПЛЕНИЕ. Михаил Чернов: Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-2017 гг. // Центр стратегической конъюнктуры. 16.01.2014.
http://conjuncture.ru/chernov-16-01-2014/Caucasus Infrastructural Matrix in Eurasian Union: Basic Transport Projects in 2014-2017. Report by Mikhail I. Chernov // Centre of Strategic Conjuncture. 21.01.2014.
http://conjuncture.ru/chernov-16-01-2014-eng/Report by Mikhail Chernov at South Caucasus Security and Cooperation international conference (Yerevan, 18-20 December 2013).
Mikhail I. Chernov, deputy director, Centre of Strategic Conjuncture
Михаил Чернов: Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 гг. // YouTube.com Андрей Арешев. 25.12.2013.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=TYgrX-cA0f4Андрей Арешев 25 Дек 2013 г.
"Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 гг." Выступление заместителя директора "Центра стратегической конъюнктуры" Михаила Чернова в ходе международной конференции "Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе" (18-20 декабря 2013 г, Ереван)
[***] Кебедов Магомед Магомедович, руководитель национально-культурной автономии "Бежтинцы":
Бежта справедливости // Настоящее время. № 20. 30.05.2014.