Почему органы местного самоуправления не оформляют в свою собственность памятники регионального значения в целом понятно. Потому, что у них сразу возникнут охранные обязательства по содержанию и ремонту памятников за свой счет, ну или за счет спонсоров, которых обычно невозможно или крайне сложно найти.
Но вот почему органы местного самоуправления не принимают меры по постановке на учет памятников регионального значения в качестве "безхозяйного" имущества? По закону, через год после объявления об отсутствии собственника на здание, можно было бы оформить собственность на нового хозяина, который будет обязан взять на себя охранное обязательство. Получается, что местные власти должны получить гарантии по содержанию и охране памятника от такого нового хозяина.
Проанализировав некоторые судебные дела, проходившие в Архангельской области, выясняется, что согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ осуществление органом местного самоуправления мер по постановке имущества на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве "бесхозяйного" является этапом возникновения права муниципальной собственности на данное имущество.
Таким образом, местные власти при попытке признания памятника "бесхозяйным", сразу же становятся, как бы, его собственником и соответственно сразу же несут все охранные обязательства по данному объекту. То есть, при постоянной нехватке денег, они должны взять на свой баланс разрушающийся памятник, становясь заложниками ситуации. Понятно почему они ничего не хотят делать в области правовой регистрации заброшенных церквей!
Суд разъясняет, что даже не смотря на то, что памятники относятся к категории регионального значения и, казалось бы, местные власти должны брать их в собственность и отвечать за них, данная обязанность не предусмотрена Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Самое интересное в этой ситуации, что после распада СССР передача памятников из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации не была оформлена в установленном законом порядке, поэтому, эти региональные памятники до сих пор отнесены к федеральной собственности. Получается, что процесс передачи собственности не был завершен государством, а были лишь присвоены категории памятников по их значению (федеральный, региональный) без оформления принадлежности собственнику.
В итоге приходим к тому, что, пожалуй, существует только два варианта решения вопроса с хозяином для брошенных церквей, являющимися памятниками регионального значения:
1. Ждать когда муниципальная власть оформит памятник регионального значения в собственность на себя и проведет, как минимум консервационные работы, чтобы не попасть под суд за несоблюдение охранных обязательств. (что вероятнее всего местная власть делать не будет)
2. Выступить инициативной группой, желательно местных жителей, с просьбой к местной власти начать процедуру признания памятника "бесхозяйным". При этом дать гарантии, что, после признания памятника таковым, он будет выкуплен в собственность физ. или юр.лицом, (может епархией) с последующим несением охранных обязательств, либо, оставаясь на балансе органов местной власти, будет получать необходимую поддержку по содержанию памятника.
Выводы были сделаны исходя из судебных дел, проводившихся на территории Архангельской области в 2015 году:
1.
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frospravosudie.com%2Fcourt-pinezhskij-rajonnyj-sud-arxangelskaya-oblast-s%2Fact-497878579%2F&post=-38050953_4192.
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frospravosudie.com%2Fcourt-konoshskij-rajonnyj-sud-arxangelskaya-oblast-s%2Fact-526106665%2F&post=-38050953_419 на фото: деревня Чикинская. Церковь Богоявления Господня