О билингвизме у детей

Mar 31, 2014 20:01

Мне тут в комментариях к одному из прошлых постов запостили отличный просто текст, который мало того что ужасно интересен, но и совпадает с моими гипотезами и наблюдениями о русском билингвизме. Поскольку до той ветки комментариев наверное вряд ли уже кто-то дойдёт, то я возьму на себя смелость перепостить этот комментарий тут. Больно уж хорош!

Итак, в ответ на вот это моё утверждение:

> Билингвой быть хорошо, но, по нашим наблюдениям, тут от родителей не так много зависит.

анонимный читатель отвечает:
    а по моим наблюдениям - полностью зависит. Я не хочу, конечно, сказать, что ты свой пример сочинил. Верю, что в исключительных случаях потуги родителей сохранить ребёнку первый язык не приводят к успеху. Но уж точно не в массе.

    Аргумент, что в одной и той же семье дети владеют языком по-разному, не очень убедителен. В одной и той же семье родители по-разному воспитывают детей, обычное дело. Мой старший знал все буквы и читал слоги к двум годам, ещё не умея говорить. А младший к четырём и половины алфавита не осилил и читать слова сложнее "мама" не научился. Аналогичная ситуация у наших друзей: когда мы познакомились с ними, старшая трёх-с-половиной-летняя девочка была такая умница, всё умела, уже читала и чуть ли не лучше папаши шпарила по-английски. Младшая же ещё ходить не умела. Ей уже почти четыре, а её всё так же воспитывают как маленькую, и ни по-английски поговорить, ни единой буквы назвать она не может. Старшие в наших семьях получали больше муштры, младшие - больше ласки и в целом меньше внимания. Может, вам удается воспитывать детей иначе, но вообще разные успехи детей запросто могут быть связаны с очень разными усилиями одних и тех же родителей.

    Пока то, что я вижу, сводится к нескольким очевидным закономерностям:
    1) если с ребенком не заниматься языком, он его почти наверняка утратит. Надо говорить, читать, слушать, писать. Позволять общаться с собой [родителем] на английском нельзя;
    2) если ребенок общается на русском не только с родителями, он его, вероятно, не утратит. По крайней мере, до средней школы - точно не утратит. Хочешь сохранить русский детям - заводи русских друзей с детьми, посещай Россию, ходи в русские кружки;
    3) стесняться русскости нельзя. Дети иногда стесняются своих родителей, когда сами родители собой гордятся - профессией, национальностью, внешним видом. Но если родители стесняются, то дети точно будут стесняться. Чем больше негатива высказывают родители о русских, тем сильнее ребенок захочет скрыть своё происхождение. Не нравится что-то в русском менталитете - оставьте своё мнение вне детской, иначе ваши родители через несколько лет не сумеют поговорить с вашими детьми;
    4) русский язык выделяет. Выделяться - потребность ребенка в школьном коллективе, не выделяться - тоже потребность. Кому надо не выделяться, родной язык старается забыть, кому надо выделиться - старается сохранить.

    Вышеприведённое - сумма как собственных наблюдений, так и опыта многих других родителей. Тема угасания языка (language attrition) находится на стыке моего давнего хобби - лингвистики - и моей жизненной ситуации, и различных мнений и свидетельств по этому поводу я услышал и прочитал весьма немало.

    Разумеется, всё это касается не только русских. Турки и арабы во Франции в третьем поколении говорят на родном языке, пример благополучной шведки в США, говорящей на шведском уже в четвёртом поколении, я недавно приводил.

    Нужно вам это или нет - другой вопрос. Но если нужно, то почти всё в ваших руках. 100%-ой гарантии не дам, но пока за каждым известным мне случаем "ой, ребенок разучился говорить по-русски!" стояло нарушение сразу нескольких вышеприведённых рекомендаций. Более того, я дважды своими глазами наблюдал исправление ситуации после того, как были устранены нарушения (пятилетний мальчик во Франции, никогда не говоривший по-русски и имевший только не очень хорошее пассиве владение, и 11-летняя девочка в США). Отмечу, что никаких экстренных изматывающих мер не предпринималось, родителям не обязательно с утра до вечера таскать детей по русским учителям и ограничивать телевизор русскоязычной продукцией, достаточно трех правил (четвёртое не во власти родителя): давать языковую среду, не допускать внутрисемейных разговоров не по-русски и не стесняться русскости.

америка, язык

Previous post Next post
Up