Давайте-ка я попробую рассказать, как сочиняют византийскую музыку. Я могу в чём-то где-то ошибиться, но общее представление у меня, наверное, уже более-менее сложилось
( Read more... )
Я, честно говоря, не знаю =) Во-первых, я сам пока в этом мало что понимаю, а во-вторых, большая часть того, что написана, меня откровенно бесит. По-моему, они там неправду пишут, в большинстве книг.
Я пример приведу, чтобы понятно было. Вот есть 2й глас - в нём 2 разных гаммы - мягкая хроматическая и жёсткая хроматическая. Ну ладно, допустим. Смотрим теперь на 4й глас: там есть "родная" гамма - диатоническая, и есть, якобы, мягкая хроматическая. И эта хроматическая ничем не отличается от 2го гласа - совсем ничем. Т.е. это второй глас на самом деле. Но зачем-то написано, что четвёртый. Потому что этим греческим чувакам в своё время всё хотелось подогнать под 8 гласов, чередующихся по неделям, и они некоторые песни 2го гласа взяли и обозвали 4м. Зачем? Зачем? А вот.
Или ещё прикол: есть 2 очень старых, древних, архаичных гласа, их по их попевкам называют "Ненано" и "нана". Они не вписываются в 8 гласов, но во всех книжках, изданных до какого-то года, они будут "приписаны" где-то в системе осьмогласия. Потому что красивая теория - не разрушать же её только потому, что факты ей противоречат?
Такая же петрушка с интервалами. В каждой книжке по византийской музыке будут старательно нарисованы интервалы между нотами в разных гаммах и указаны их значения. А что это не соответствует практике - никого не волнует =) Ну то есть волнует, но ведь приятно иметь стройную теорию =)
В общем, им (византийцам) очень не хватает вдумчивой систематизации. Я, честно говоря, не понимаю, чем музыкологи занимаются - столько материала неразобранного, а они ленятся в этом покопаться как следует и заново нормальным образом изложить.
А вот главный ресурс по византийскому пению - но только он ужасно запутанный, и к тому же на 60% по-гречески, в каком-то нелепом двуязычном режиме =) http://analogion.com/index.html
Я пример приведу, чтобы понятно было. Вот есть 2й глас - в нём 2 разных гаммы - мягкая хроматическая и жёсткая хроматическая. Ну ладно, допустим. Смотрим теперь на 4й глас: там есть "родная" гамма - диатоническая, и есть, якобы, мягкая хроматическая. И эта хроматическая ничем не отличается от 2го гласа - совсем ничем. Т.е. это второй глас на самом деле. Но зачем-то написано, что четвёртый. Потому что этим греческим чувакам в своё время всё хотелось подогнать под 8 гласов, чередующихся по неделям, и они некоторые песни 2го гласа взяли и обозвали 4м. Зачем? Зачем? А вот.
Или ещё прикол: есть 2 очень старых, древних, архаичных гласа, их по их попевкам называют "Ненано" и "нана". Они не вписываются в 8 гласов, но во всех книжках, изданных до какого-то года, они будут "приписаны" где-то в системе осьмогласия. Потому что красивая теория - не разрушать же её только потому, что факты ей противоречат?
Такая же петрушка с интервалами. В каждой книжке по византийской музыке будут старательно нарисованы интервалы между нотами в разных гаммах и указаны их значения. А что это не соответствует практике - никого не волнует =) Ну то есть волнует, но ведь приятно иметь стройную теорию =)
В общем, им (византийцам) очень не хватает вдумчивой систематизации. Я, честно говоря, не понимаю, чем музыкологи занимаются - столько материала неразобранного, а они ленятся в этом покопаться как следует и заново нормальным образом изложить.
Хотя несколько ссылок очевидных могу дать, конечно. Вот какой-то текст:
http://www.scribd.com/doc/4497985/BYZANTINE-Musical-SystemeStanley-Takis
Вот лучшая страничка с нотами:
http://www.stanthonysmonastery.org/music/Intro.htm
А вот главный ресурс по византийскому пению - но только он ужасно запутанный, и к тому же на 60% по-гречески, в каком-то нелепом двуязычном режиме =)
http://analogion.com/index.html
Reply
Leave a comment