В связи попытками научиться церковно-византийски петь, увлёкся я тут нетемперированными гаммами. Как минимум - чистым строем (just intonation), а как максимум - собственно византийскими гласами, и связанными с ними турецкими, арабскими и персидскими музыкальными системами. Пытаюсь по возможности слушать, по крайней мере временно, только нетемперированную музыку, чтобы немного натренировать ухо.
Вот несколько видео-аудио-ссылок на тему. Для начала, зачем это нужно - вот хор Ватопедского монастыря:
http://www.youtube.com/watch?v=2xqfNg70dlIОни поют с немножко другими нотами, чем мы привыкли, хотя, возможно, это не очень бросается в уши. Вторая ступень (типа ре) у них ниже, третья живёт в двух ипостасях - мелодической (сильно ниже темперированной) и гармонической (чистой, лишь чуть-чуть ниже темперированной). Кроме того, высота ноты зависит от того, проходят ли они через неё, или только отклоняются на неё. Целая история!
И это ещё относительно простой лад! Самый стрёмный - это soft chromatic, который случается во 2м и 6м гласах - это просто ужас какой-то. Я настолько не могу его пока что спеть, что даже не пытаюсь.
Кроме того, степень "проявленности" этих ориентальных мелодических тяготений может быть разной. У сербов её уже почти нет, у румын - очень мало, у афонитов - прилично. В Константинополе сейчас - примерно как на Афоне, а всего несколько десятков лет назад - было заметно больше:
http://www.youtube.com/watch?v=wOQ5Mg2VF2oУ арабов в Ливане - отдельная песня. Они пытаются вторично принести арабскую мелизматику поверх греческих гласов, но это мне не очень нравится. Слишком эмоционально выходит.
А вот несколько нетемперированных видео не по теме.
Хороший, хотя и старый, ролик, нагляно объясняющий, почему чистая интонация лучше темперированной:
http://www.youtube.com/watch?v=BhZpvGSPx6w Дядька пытается вручную играть Баха в чистом строе, используя особенную дикую клавиатуру. При этом у него получается классический до-Баховский эффект: часть аккордов звучит заметно лучше, чем на наших роялях, а часть - заметно хуже (aka "волки"). Хотя, по идее, свободы-то у него больше - мне кажется, он просто не вполне верно интерпретирует строй, и играет не те ноты (из всего богатства вариантов, что ему, при его custom tuning, потенциально доступны). Но звук характерный и занятный, потому что хотя сначала кажется, что это "плохо настроено", потом понимаешь постепенно, что это скорее "иначе настроено":
http://www.youtube.com/watch?v=72ukYpfpgDI Смешное четвертьтоновое пианино:
http://www.youtube.com/watch?v=v5sI-s4E9js Произведение для двух роялей, настроенных с разницей в четверть тона (т.е. один попадает ровно посередине другого):
http://www.youtube.com/watch?v=EXJPnUZhETg Да, и вот ещё пример современного произведения в одном из турецких makam-строев, которое мне очень-очень нравится: Omar Faruk Tekbilek - Don't cry my love.
http://www.youtube.com/watch?v=nTm4RAimjyM